Иллюстрированный самоучитель по Secret Virtual Sound

             

Домашняя студия — мастерская музыканта


Представим себе художника, который, аналогично музыканту, вынужден арендовать время в студии вместо спокойного творчества в своей мастерской. Сможет ли творец создать произведение искусства за отведенные часы? Вдохновение редко к кому приходит без опозданий. Но почему-то нас уже почти не удивляет тот факт, что современный музыкант "обязан уметь творить в условиях конвейера".

Такой парадокс, скорее всего, сложился потому, что раньше технологии профессиональной звукозаписи были очень дороги и поэтому не могли быть массовыми.

Но теперь высокое быстродействие современных PC и наличие программ, превращающих PC в Digital Audio Workstation (PC DAW), позволяют широким массам музыкантов создать свою персональную (домашнюю) студию. Именно такому программному обеспечению и посвящена данная книга.

Кратко сформулируем точку зрения авторов на этот счет:

Персональный компьютер в настоящее время является максимально надежной и эффективной базой, ядром для организации звукозаписывающей студии. Он обеспечивает большую гибкость и более высокое соотношение производительность/доллар, чем специализированные аппаратные устройства.

Сегодня домашняя студия на базе PC DAW позволяет достичь профессионального конкурентоспособного звучания. Поэтому стоит тщательно подойти к выбору дополнительных аппаратных устройств, определить, какая часть обработки будет производиться виртуально, а какая с помощью "железа".

Никакое оборудование не заменит МАСТЕРА (талантливого музыканта, творческого звукорежиссера).



Мифология в звукозаписи


Мифы — это одна из стабильных величин нашего постоянно изменяющегося мира. Причина этому явлению очевидна. На общем фоне рынка техники — пестрящего ежедневными новинками и псевдопрорывными технологиями — необходима некоторая основательность, стабильность.



В области персональных компьютеров элемент идеологической стабильности хранится в мифах, которые по традиции передаются от пользователя к пользователю.

Несмотря на то, что эти предания быстро устаревают и значительно отстают от технического прогресса, они по традиции пользуются непререкаемым дедовским авторитетом.

В области персональных компьютеров мифы обосновались прочно. Один из них впрямую касается темы книги. Он гласит, что на персональном компьютере якобы нельзя заниматься музыкой и, тем более, получить при этом сколько-нибудь приемлемый результат в виде хорошего звука.

Согласимся, что еще совсем недавно — два-три года назад — качественная программная обработка звука в реальном времени на PC была действительно невозможна. Сейчас же ситуация кардинально изменилась: производительность PC растет стремительно.

Всего год назад мы предлагали читателям способы решения проблем, связанных с недостаточным быстродействием компьютера: в книге "'Живая' музыка на PC" рекомендовали (в шутку) дождаться выпуска процессоров, работающих на частоте микроволновой печи. Сегодня это стало реальностью — достигнута и превышена частота 1000 МГц. С такими темпами технического прогресса фантазия не намного отстает от воплощения.

Поэтому сегодня, как никогда прежде, нужно быть в курсе последних достижений в интересующей области, а не прислушиваться к долгоиграющей пластинке заезженных мифов.



Подходы к тестированию качества звучания


И в заключение рассмотрим качество звучания через призму эстетической и психоакустической составляющих.

Для того чтобы определить, что же такое качество звучания, воспользуемся результатами исследований известного специалиста в области аудиоаппаратуры Анатолия Марковича Лихницкого. Он предлагает для тестирования оборудования класса Hi-End использовать граммофонные записи начала XX века.

"Мы убедились, что метод тестирования, использующий старые фамзаписи с их офаничением полосы частот, плохим отношением "сигнал/шум" и искажениями, обладает большей разрешающей способностью, чем метод тестирования, при котором используются современные записи.

Оказалось, что старые фамзаписи позволяют лучше замечать качественные изменения как в аналоговой, так и цифровой части записывающего оборудования. Отмеченная способность главным образом объясняется исключительным богатством музыкального содержания старых записей.

Без этого содержания, как следует из предлагаемой мной концепции, аудио-экспертиза не просто дает менее надежные результаты, но и вообще утрачивает смысл". (А. М. Лихницкий, "Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры", СПб.: "ПиК", 1998.)

В основе концепции А. Лихницкого лежит предположение, что удовлетворение от прослушивания музыки складывается из трех компонентов:

1. Достоверность— иллюзия реальности звуковой картины, созданной звуковоспроизводящим аудиооборудованием. Чем сильнее иллюзия, .тем выше достоверность.

2. Комфортность — степень отсутствия раздражающих факторов, таких как шумы, трески, искажения и т. д. Причем подчеркивается, что комфортность определяется субъективной глубиной дискомфорта вследствие концентрации внимания слушателя на этих раздражающих факторах.

3. Музыкальность — концентрация внимания слушателя на самой музыке, вовлеченность в процесс прослушивания. При этом делается важный вывод, что слушатель готов пожертвовать достоверностью и комфортностью, если он по-настоящему вовлечен в прослушивание, т. е. получает эстетическое наслаждение от самой музыки. В этом случае слушатель обратит внимание на дефекты записи только при разрушении ими здания музыки, нарушения ее содержания.

Нельзя не согласиться с этими утверждениями. Тем более что они подтверждаются современными поговорками музыкантов, вроде "мы слушаем музыку, а не качество звучания", "музыку портят не байты и биты, а композиторы" и т. п.

Музыкальный продукт должен быть качественно выполнен на всех этапах: композиции, исполнения и записи.

Более того, запись должна музыкально звучать на любом носителе: по радио, по телевидению, на магнитофонах и музыкальных центрах разного класса и т. д.

Именно этим, как мы понимаем, и объясняется А. Лихницким выбор граммофонного материала, не удовлетворяющего современным требованиям с инженерной точки зрения, зато обладающего высокой эстетической ценностью с точки зрения музыкальности.

Благодаря работам А. М. Лихницкого становятся понятными парадоксы современности: когда старые записи (например, записи Beatles, сделанные в 1960-х годах) больше вовлекают в прослушивание, чем многие современные — выполненные на технике последнего поколения, главным (и, пожалуй, единственным) критерием качества которой стали следующие параметры: 24 бит/96 кГц/56-битная обработка аппаратными эффектами.

Итак, сами по себе технические параметры оборудования не гарантируют высокого качества фонограммы во всех трех составляющих: достоверности, комфортности и музыкальности.

Загадочная с точки зрения инженера составляющая — музыкальность — вообще остается за пределами области технических измерений.

Но она, как ни странно, и является наиболее значимой величиной с точки зрения успеха записи у слушателя (по крайней мере, это можно предположить). Забегая вперед, отметим, что важнейшая цель мастеринга — повышение этой составляющей.

Таким образом, основная задача, которую способен решить музыкант в своей персональной компьютерной студии, формулируется так: создание фонограммы, вовлекающей в прослушивание.

Примечание

Сразу оговоримся, что мы не рассматриваем случай плохой музыки. Наши рассуждения относятся к варианту, когда "живое" исполнение на акустических или электронных инструментах вызывает значительный интерес у публики. А запись, обладающая музыкальностью, способна поддерживать этот интерес у слушателей, побывавших на "живых" концертах, либо привлекать новую аудиторию.

В книге будут рассмотрены три программных продукта нового поколения:

SAWStudio от фирмы Innovative Quality Software;

Nuendo от фирмы Steinberg;

Samplitude Producer 2496 от фирмы Magix.

Все программы имеют свои особенности и могут применяться для решения разноплановых музыкальных задач. Основное внимание будет подчинено наименее затратной для создания современной демо-записи технологии — "весь звук внутри компьютера".



Век "всеобщей виртуализации"


В наши дни основной вектор развития музыкальных компьютерных технологий направлен в область ресурсозависимых (Native) технологий.

Ведущие разработчики музыкального программного обеспечения ориентируются в основном на программную (виртуальную) технологию обработки звука — без применения специализированных аппаратных устройств (Native Audio Processing).

Фирма Steinberg (http://www.steinberg.net, http:/www.nuendo.com) развенчивает ложное представление о незаменимости аппаратных средств и заявляет, что ее продукт — программа Nuendo — превращает PC в DAW (Digital Audio Workstation — цифровая рабочая аудиостанция), которая не нуждается в "специализированных аппаратных средствах DSP".

Об этом открыто продекларировано в документации к программе: "один из замечательных мифов цифровых аудиосистем состоит в том, что для построения полноценной цифровой рабочей станции требуются вагоны 'железа' и DSP-чипов Nuendo не нуждается ни в каких специализированных аппаратных средствах DSP и так, постоянно адаптируясь к текущему состоянию of-the-art-технологии, тем самым обеспечивая себе статус профессиональной промышленной платформы в течение последующих лет".

Примечание

Цитата приведена из документации к программе Nuendo: "One of the great myths of digital audio systems is that truckloads of audio hardware and DSP chips are necessary to build a capable audio workstation. ... Nuendo needs no dedicated DSP hardware and so constantly adapts itself to the current state-of-the-art technology".

DSP-чип

DSP (digital signal processor) — специализированный процессор цифровой обработки сигнала.

Теперь несколько слов о "сопутствующих товарах" — plug-ins, встраиваемых приложениях или виртуальных эффектах.

Здесь тоже наблюдается значительный прогресс. Раньше низкая производительность PC тормозила рост качества алгоритмов, заложенных в разнотипные встраиваемые приложения. Поэтому разработчикам приходилось идти на компромисс, например, использовать 16-битные алгоритмы, всевозможные упрощения, усечения и т. д.

Сегодня прежний сдерживающий фактор — недостаток быстродействия — стремительно исчезает, что, в свою очередь, дает небывалый простор для технических решений разработчиков plug-ins.

Так, уже сейчас во многих plug-ins используется 64-битная внутренняя точность обработки, что, в принципе, и является одним из важнейших показателей профессиональности приложений. Показатель, который находится в одном ряду с другими всевозможными хитростями и ноу-хау — в виде моделирования высококачественных аналоговых устройств, психоакустических алгоритмов и т. д.

Теперь посмотрим на тенденцию "всеобщей виртуализации" с точки зрения потребителей: профессионалов и любителей.

Последнее время все чаще в различных публикациях, в том числе и в Интернете, появляются схожие по тональности мнения звукорежиссеров и других специалистов по цифровому аудио о том, что значительно удобнее работать с компьютерной программой, чем сражаться с ветряными мельницами в виде ящичков и коробочек, связанных между собой паутиной проводов.

Подведем промежуточный итог: нет сомнений в том, что сегодня происходит необратимый процесс виртуализации студий — и мы являемся его свидетелями. Наконец-то настало время, когда все этапы работы с музыкальным материалом можно производить только в компьютере.

И теперь звук может обрабатываться, не покидая его пределов, вплоть до последнего этапа — переноса на коммерческий носитель (CD-Audio, DVD-Audio и т. д.).

Итак, если вы, уважаемые читатели:

не желаете превращать свое жизненное пространство в склад "мгновенно устаревающего железа";

намерены максимально использовать последние достижения в области компьютерных технологий (имея при этом возможность оперативно их менять);

планируете расходовать средства на занятия музыкой в разумных пределах,

то настоятельно рекомендуем вам обратить свой взгляд в направлении виртуальных звуковых технологий.

И еще один штрих — сравним простоту освоения разнородных продуктов рынка: программ для PC и аппаратных устройств.

В действительности оборудование, которое предлагают ведущие фирмы для домашних студий, постоянно усложняется. Например, документация к цифровому микшерному пульту в ценовом диапазоне от 6000 $ может в пять раз превышать по объему документацию к программному обеспечению для PC (например, документацию к программе Nuendo).

Это объясняется тем, что подобное сложное изделие представляет собой специализированный компьютер со своей внутренней операционной системой. Поэтому человеку, незнакомому с компьютерными технологиями, освоить подобное устройство будет уже нелегко.

Сформулируем вывод, сделанный жизнью: музыканту, живущему в век информационных технологий, так или иначе не избежать изучения компьютера. Возврата к "старым добрым ящикам", по всей видимости, уже не предвидится.

Но свобода выбора остается. Она заключается в том, что человек сам решает, в какой из областей наращивать свои знания: изучать постоянно меняющееся многообразие специализированных устройств или осваивать стандартизированное программное обеспечение для PC.



к тестированию качества



Мифология в звукозаписи

Век "всеобщей виртуализации"

Домашняя студия — мастерская музыканта

Подходы к тестированию качества звучания