Часть III. Более сложные примеры программирования в Windows
Глава 1. Примеры программ, использующих таймер
Таймер является одним из мощных инструментов, предоставляемых операционной системой и позволяющих решать самые разнообразные задачи. С таймером Вы познакомились, когда занимались консольными приложениями. Там мы пользовались функциями timeSetEvent и timeKillEvent. Для консольных приложений это очень удобные функции. В оконных приложениях чаще используют функции SetTimer и KillTimer. Особенность таймера, создаваемого функцией SetTimer, заключается в том, что сообщение WM_TIMER, которое начинает посылать система приложению после выполнения функции SetTimer, приходит со всеми другими сообщениями наравне, на общих основаниях. Следовательно, интервал между двумя приходами сообщения WM_TIMER может несколько варьироваться. В большинстве случаев это не существенно.
У сообщения таймера есть еще одна особенность. Если система посылает сообщение приложению, а предыдущее сообщение еще стоит в очереди, то система объединяет эти два сообщения. Таким образом, "вынужденный простой" не приводит к приходу на приложение подряд нескольких сообщений таймера.
Вот те задачи, которые можно решить с помощью таймера.
- Отслеживание времени: секундомер, часы и т.д. Нарушение периодичности не имеет значения, так как по приходе сообщения время можно отследить, вызвав функцию получения системного времени.
- Таймер - один из способов осуществления многозадачности. Можно установить сразу несколько таймеров на разные функции, в результате периодически будет исполняться то одна, то другая функция. Более подробно о многозадачности будет сказано в следующей главе.
- Периодический вывод на экран обновленной информации.
- Автосохранение - функция особенно полезная для редакторов.
- Задание темпа изменения каких-либо объектов на экране.
- Мультипликация - по приходе сообщения от таймера обновляется графическое содержимое экрана или окна, так что возникает эффект мультипликации.
Рассмотрим, как нужно обращаться с функцией SetTimer. Вот параметры этой функции.
- 1-й параметр - дескриптор окна, с которым ассоциируется таймер. Если этот параметр сделать равным NULL (0), то будет проигнорирован и второй параметр.
- 2-й параметр - определяет идентификатор таймера.
- 3-й параметр - определяет интервал посылки сообщения WM_TIMER.
- 4-й параметр - определяет адрес функции, на которую будет приходить сообщение WM_TIMER. Если параметр равен NULL, то сообщение будет приходить на функцию окна.
Если функция выполнилась успешно, то возвращаемым значением будет являться идентификатор таймера, который, естественно, будет совпадать со вторым параметром, если первый параметр будет отличным от NULL. В случае неудачи функция возвратит ноль.
Из сказанного следует, что функция может быть вызвана тремя способами:
- Задан дескриптор окна, а четвертый параметр задается равным нулю.
- Задан дескриптор окна, а четвертый параметр определяет функцию, на которую будет приходить сообщение WM_TIMER.
- Дескриптор окна равен NULL, а четвертый параметр определяет функцию, на которую будет приходить сообщение WM_TIMER. Идентификатор таймера в этом случае будет определяться по возвращаемому функцией значению.
Функция, на которую приходит сообщение WM_TIMER, имеет следующие параметры:
- 1-й параметр - дескриптор окна, с которым ассоциирован таймер.
- 2-й параметр - сообщение WM_T1MER.
- 3-й параметр - идентификатор таймера.
- 4-й параметр - время в миллисекундах, которое прошло с момента запуска Windows.
Функция KillTimer удаляет созданный параметр и имеет следующие параметры:
- 1-й параметр - дескриптор окна.
- 2-й параметр - идентификатор таймера.
I
Первый пример, рассматриваемый в данном разделе, представляет простейший пример таймера. Таймер отсчитывает десять тиков и закрывает диалоговое окно, выдавая MessageBox с сообщением об окончании работы программы. Данная программа являет собой пример организации таймера на базе самой функции окна.
Заметим, что начиная с данной главы большинство приводимых программ могут транслироваться и в пакете MASM32, и в пакете TASM32 без всяких изменений.
// файл timer.rc // определение констант #define WS_SYSMENU 0x00080000L #define WS_MINIMIZEBOX 0x00020000L #define WS_MAXIMIZEBOX 0x00010000L // стиль - кнопка #define BS_PUSHBUTTON 0x00000000L // кнопка в окне должна быть видимой #define WS_VISIBLE 0x10000000L // центрировать текст на кнопке #define BS_CENTER 0x00000300L // стиль кнопки #define WS_CHILD 0х40000000L // возможность фокусировать элемент // при помощи клавиши TAB #define WS_TABSTOP 0x00010000L #define DS_3DLOOK 0x0004L //определение диалогового окна DIAL1 DIALOG 0, 0, 240, 120 STYLE WS_SYSMENU | WS_MINIMIZEBOX | WS_MAXIMIZEBOX | DS_3DLOOK CAPTION "Пример диалогового окна с таймером" FONT 8, "Arial" { // кнопка, идентификатор 5 CONTROL "Выход", 5, "button", BS_PUSHBUTTON | BS_CENTER | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 180, 76, 50, 14 } ; файл timer.inc ; константы ; сообщение приходит при закрытии окна WM_CLOSE equ 10h WM_INITDIALOG equ 110h WM_COMMAND equ 111h WM_TIMER equ 113h ; прототипы внешних процедур IFDEF MASM EXTERN ReleaseDC@8:NEAR EXTERN GetDC@4:NEAR EXTERN TextOutA@20:NEAR EXTERN MessageBoxA@16:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR EXTERN DialogBoxParamA@20:NEAR EXTERN EndDialog@8:NEAR EXTERN SendMessageA@16:NEAR EXTERN SetTimer@16:NEAR EXTERN KillTimer@8:NEAR ELSE EXTERN ReleaseDC:NEAR EXTERN GetDC:NEAR EXTERN TextOutA:NEAR EXTERN MessageBoxA:NEAR EXTERN ExitProcess:NEAR EXTERN GetModuleHandleA:NEAR EXTERN DialogBoxParamA:NEAR EXTERN EndDialog:NEAR EXTERN SendMessageA:NEAR EXTERN SetTimer:NEAR EXTERN KillTimer:NEAR ReleaseDC@8 = ReleaseDC GetDC@4 = GetDC TextOutA@20 = TextOutA MessageBoxA@16 = MessageBoxA ExitProcess@4 = ExitProcess GetModuleHandleA@4 = GetModuleHandleA DialogBoxParamA@20 = DialogBoxParamA EndDialog@8 = EndDialog SendMessageA@16 = SendMessageA SetTimer@16 = SetTimer KillTimer@8 = KillTimer ENDIF ; структуры ; структура сообщения MSGSTRUCT STRUC MSHWND DD ? MSMESSAGE DD ? MSWPARAM DD ? MSLPARAM DD ? MSTIME DD ? MSPT DD ? MSGSTRUCT ENDS ; файл timer.asm .386P ; плоская модель .MODEL FLAT, stdcall include timer.inc ; директивы компоновщику для подключения библиотек IFDEF MASM ; для компоновщика LINK.EXE includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib includelib c:\masm32\lib\gdi32.lib ELSE ; для компоновщика TLINK32.EXE includelib c:\tasm32\lib\import32.lib ENDIF ;------------------------------------------------- ; сегмент данных _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' MSG MSGSTRUCT <?> HINST DD 0 ; дескриптор приложения PA DB "DIAL1",0 COUNT DD 0 TEXT DB 0 CAP DB 'Сообщение',0 MES DB 'Выход по таймеру',0 _DATA ENDS ; сегмент кода_TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ; получить дескриптор приложения PUSH 0 CALL GetModuleHandleA@4 MOV [HINST], EAX ;---------------------------------------- PUSH 0 PUSH OFFSET WNDPROC PUSH 0 PUSH OFFSET PA PUSH [HINST] CALL DialogBoxParamA@20 CMP EAX,-1 JNE KOL KOL: ;---------------------------------------- PUSH 0 CALL ExitProcess@4 ;---------------------------------------- ; процедура окна ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM ; [EBP+10Н] ; WAPARAM ; [EBP+0CH] ; MES ; [EBP+8] ; HWND WNDPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP PUSH EBX PUSH ESI PUSH EDI ;--------------- CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_CLOSE JNE L1 ; здесь реакция на закрытие окна L3: ; удалить таймер PUSH 1 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL KillTimer@8 ; закрыть диалог PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL EndDialog@8 JMP FINISH L1: CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_INITDIALOG JNE L5 ; здесь начальная инициализация ; установить таймер PUSH 0 ; параметр = NULL PUSH 1000 ; интервал 1 с. PUSH 1 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SetTimer@16 JMP FINISH L5: CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_COMMAND JNE L2 ; кнопка выхода? CMP WORD PTR [EBP+10H],5 JNE FINISH JMP L3 L2: CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_TIMER JNE FINISH ; не пора ли заканчивать ? CMP COUNT,9 ; выход без предупреждения JA L3 ; выход через сообщение JE L4 ; пришло сообщение таймера ; подготовить текст MOV EAX, COUNT ADD EAX,49 MOV TEXT, AL ; получить контекст PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL GetDC@4 ; запомнить контекст PUSH EAX ; вывести значение счетчика PUSH 1 PUSH OFFSET TEXT PUSH 10 PUSH 10 PUSH EAX CALL TextOutA@20 ; удалить контекст POP EAX PUSH EAX PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL ReleaseDC@8 ; увеличить счетчик INC COUNT JMP FINISH L4: INC COUNT ; сообщение о выходе по таймеру PUSH 0 PUSH OFFSET CAP PUSH OFFSET MES PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна CALL MessageBoxA@16 JMP L3 FINISH: POP EDI POP ESI POP EBX POP EBP MOV EAX,0 RET 16 WNDPROC ENDP ;------------------------------------------------- _TEXT ENDS END START
Рис. 3.1.1 Пример реализации простейшего таймера.
Прокомментируем программу на Рис. 3.1.1. Организация таймера здесь проста и очевидна. Единственное, что может вызвать трудность понимания, это то, как удается оставить MessageBox и одновременно закрыть диалоговое окно. Но здесь тоже все достаточно просто: сообщение появляется при COUNT=9, а когда приходит следующее сообщение, то COUNT уже больше 9, и выполняется ветка закрытия диалогового окна.
Трансляция программы.
Пакет MASM32.
ML /c /coff /DMASM timer.asm RC timer.rc LINK /SUBSYSTEM:WINDOWS timer.obj timer.resПакет TASM32.
TASM32 /ml timer.asm BRCC32 timer.rc TLINK32 -aa timer.obj,,,,,timer.res
II
Следующая программа несколько сложнее предыдущей. Здесь действуют два таймера. Можно считать, что запускаются одновременно две задачи39. Одна задача с периодичностью 0.5 сек. получает системное время и формирует строку для вывода (STRCOPY). Эта задача имеет свою собственную функцию, на которую приходит сообщение WM_TIMER. Вторая задача работает в рамках функции окна. Эта задача с периодичностью 1 сек. выводит время и дату в окно редактирования, расположенное на диалоговом окне. Таким образом, две задачи взаимодействуют друг с другом посредством глобальной переменной STRCOPY.
Еще один важный момент хотелось бы отметить в связи с данной программой. Поскольку на функцию таймера приходит сообщение, в котором указан идентификатор таймера, мы можем на базе одной функции реализовать любое количество таймеров.
// файл timer2.rc // определение констант #define WS_SYSMENU 0x00080000L // элементы на окне должны быть изначально видимы #define WS_VISIBLE 0x10000000L // бордюр вокруг элемента #define WS_BORDER 0x00800000L // при помощи TAB можно по очереди активизировать элементы #define WS_TABSTOP 0x00010000L // текст в окне редактирования прижат к левому краю #define ES_LEFT 0x0000L // стиль всех элементов на окне #define WS_CHILD 0x40000000L // запрещается ввод с клавиатуры #define ES_READONLY 0x0800L #define DS_3DLOOK 0x0004L // определение диалогового окна DIAL1 DIALOG 0, 0, 240, 100 STYLE WS_SYSMENU | DS_3DLOOK CAPTION "Диалоговое окно с часами и датой" FONT 8, "Arial" { CONTROL "", 1, "edit", ES_LEFT | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_BORDER | WS_TABSTOP | ES_READONLY, 100, 5, 130, 12 } ; файл timer2.inc ; константы ; сообщение приходит при закрытии окна WM_CLOSE equ 10h ;сообщение приходит при создании окна WM_INITDIALOG equ 110h ;сообщение приходит при событии с элементом на окне WM_COMMAND equ 111h ;сообщение от таймера WM_TIMER equ 113h ; сообщение посылки текста элементу WM_SETTEXT equ 0Ch ; прототипы внешних процедур IFDEF MASM EXTERN SendDlgItemMessageA@20:NEAR EXTERN wsprintfA:NEAR EXTERN GetLocalTime@4:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR EXTERN DialogBoxParamA@20:NEAR EXTERN EndDialog@8:NEAR EXTERN SetTimer@16:NEAR EXTERN KillTimer@8:NEAR ELSE EXTERN SendDlgItemMessageA:NEAR EXTERN _wsprintfA:NEAR EXTERN GetLocalTime:NEAR EXTERN ExitProcess:NEAR EXTERN GetModuleHandleA:NEAR EXTERN DialogBoxParamA:NEAR EXTERN EndDialog:NEAR EXTERN SetTimer:NEAR EXTERN KillTimer:NEAR SendDlgItemMessageA@20 = SendDlgItemMessageA wsprintfA = _wsprintfA GetLocalTime@4 = GetLocalTime ExitProcess@4 = ExitProcess GetModuleHandleA@4 = GetModuleHandleA DialogBoxParamA@20 = DialogBoxParamA EndDialog@8 = EndDialog SetTimer@16 = SetTimer KillTimer@8 = KillTimer ENDIF ; структуры ; структура сообщения MSGSTRUCT STRUC MSHWND DD ? MSMESSAGE DD ? MSWPARAM DD ? MSLPARAM DD ? MSTIME DD ? MSPT DD ? MSGSTRUCT ENDS ; структура данных дата-время DAT STRUC year DW ? month DW ? dayweek DW ? day DW ? hour DW ? min DW ? sec DW ? msec DW ? DAT ENDS ; файл timer2.asm .386P ; плоская модель .MODEL FLAT, stdcall include timer2.inc ; директивы компоновщику для подключения библиотек IFDEF MASM ; для компоновщика LINK.EXE includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib includelib c:\masm32\lib\gdi32.lib ELSE ; для компоновщика TLINK32.EXE includelib c:\tasm32\lib\import32.lib ENDIF ;------------------------------------------------------ ; сегмент данных _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' MSG MSGSTRUCT <?> HINST DD 0 ; дескриптор приложения PA DB "DIAL1",0 TIM DB "Дата %u/%u/%u Время %u:%u:%u",0 STRCOPY DB 50 DUP (?) DATA DAT <0> _DATA ENDS ; сегмент кода _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ; получить дескриптор приложения PUSH 0 CALL GetModuleHandleA@4 MOV [HINST], EAX ; создать диалоговое окно PUSH 0 PUSH OFFSET WNDPROC PUSH 0 PUSH OFFSET PA PUSH [HINST] CALL DialogBoxParamA@20 CMP EAX,-1 JNE KOL ; сообщение об ошибке KOL: ;-------------------------------------- PUSH 0 CALL ExitProcess@4 ;-------------------------------------- ; процедура окна ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM ; [EBP+10Н] ; WAPARAM ; [EBP+0CH] ; MES ; [EBP+8] ; HWND WNDPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP PUSH EBX PUSH ESI PUSH EDI ;----------------- CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_CLOSE JNE L1 ; здесь реакция на закрытие окна ; удалить таймер 1 PUSH 1 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL KillTimer@8 ; удалить таймер 2 PUSH 2 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL KillTimer@8 ; закрыть диалог PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL EndDialog@8 JMP FINISH L1: CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_INITDIALOG JNE L2 ; здесь начальная инициализация ; установить таймер 1 PUSH 0 ; параметр = NULL PUSH 1000 ; интервал 1 с. PUSH 1 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SetTimer@16 ; установить таймер 2 PUSH OFFSET TIMPROC ; параметр = NULL PUSH 500 ; интервал 0.5 с. PUSH 2 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SetTimer@16 JMP FINISH L2: CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_TIMER JNE FINISH ; отправить строку в окно PUSH OFFSET STRCOPY PUSH 0 PUSH WM_SETTEXT PUSH 1 ; идентификатор элемента PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SendDlgItemMessageA@20 FINISH: POP EDI POP ESI POP EBX POP EBP MOV EAX,0 RET 16 WNDPROC ENDP ;-------------------------------- ;процедура таймера ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM - промежуток запуска Windows ; [EBP+10Н] ; WAPARAM - идентификатор таймера ; [EBP+0CH] ; WM_TIMER ; [EBP+8] ; HWND TIMPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP ; получить локальное время PUSH OFFSET DATA CALL GetLocalTime@4 ; получить строку для вывода даты и времени MOVZX EAX,DATA.sec PUSH EAX MOVZX EAX,DATA.min PUSH EAX MOVZX EAX,DATA.hour PUSH EAX MOVZX EAX,DATA.year PUSH EAX MOVZX EAX,DATA.month PUSH EAX MOVZX EAX,DATA.day PUSH EAX PUSH OFFSET TIM PUSH OFFSET STRCOPY CALL wsprintfA ; восстановить стек ADD ESP,32 POP EBP RET 16 TIMPROC ENDP _TEXT ENDS END START
Puc. 3.1.2. Пример использования двух таймеров.
Трансляция программы.
Пакет MASM32.
ML /c /coff /DMASM timer2.asm RC timer2.rc LINK /SUBSYSTEM:WINDOWS timer2.obj timer2.resПакет TASM32.
TASM32 /ml timer2.asm BRCC32 timer2.rc TLINK32 -aa timer2.obj,,,,,timer2.res
Puc. 3.1.3. Результат работы программы на Рис. 3.1.2.
Обращаю Ваше внимание на весьма полезную функцию GetLocalTime. Информация, полученная с помощью этой функции (см. структуру DAT), легко может быть использована для самых разных целей, в том числе и для вывода на экран. Аналогично, с помощью функции SetLocalTime, Вы сможете установить текущее время. Для получения времени по Гринвичу используется функция GetSystemTime, которая, соответственно, с помощью SetSystemTime используется для установки времени в Гринвичском выражении. Аргументом во всех этих функциях является уже упомянутая выше структура (точнее указатель на нее).
39 Вообще говоря, три, так как само диалоговое окно также работает независимо.
III
В данном разделе мы рассмотрим весьма интересный вопрос о всплывающих подсказках. В визуальных языках программирования всплывающие подсказки организуются посредством установки соответствующих свойств объектов, расположенных на объекте-контейнере. Наша с вами задача разработать механизм, позволяющий без каких-либо дополнительных библиотек устанавливать подсказки на любые объекты, расположенные в окне. Итак, приступаем.
1. Прежде всего заметим, что всплывающая подсказка - это всего лишь окно с определенными свойствами. Вот эти свойства: DS_3DLOOK, WS_POPUP, WS_VISIBLE, WS_BORDER. В принципе можно экспериментировать - добавлять или удалять свойства. Но без одного свойства Вы никак не обойдетесь - это WS_POPUP. Собственно POPUP можно перевести как поплавок. Кроме того, определение всплывающего окна в файле ресурсов не должно содержать опции CAPTION.
2. Появление подсказки не должно менять ситуацию в диалоговом окне. Это значит - вызов подсказки должен быть немодальным, при помощи функции CreateDialogIndirect. Кроме того, следует предусмотреть переустановку фокуса на диалоговое окно. Для этого достаточно в нужном месте (см. Рис. 3.1.3) вызвать функцию SetFocus.
3. Итак, подсказка - это диалоговое окно, и, следовательно, оно должно иметь свою функцию. Что должна содержать эта функция? По крайней мере, обработку трех событий: WM_INITDIALOG, WM_PA1NT, WM_TIMER. По получении сообщения WM_INITDIALOG следует определить размер и положение подсказки. Кроме того, если мы предполагаем, что подсказка должна спустя некоторое время исчезать, следует установить таймер. По получении сообщения WM_PAINT следует вывести в окно подсказки текст. Если определять размер окна подсказки точно по строке выводимого текста, то цвет фона подсказки будет полностью определяться цветом выводимого текста. Наконец по приходе сообщения WM_TIMER мы закрываем подсказку.
4. С самой подсказкой более или менее ясно. Определимся теперь, как и где будет вызываться эта
подсказка. Мне более импонирует такой подход: в основном диалоговом окне определяем таймер, в
функции которого и будет проверяться положение курсора. В зависимости от этого положения и будет
вызываться или удаляться подсказка. В функции таймера должно предусмотреть:
- Проверку положения курсора. Если курсор оказался на данном элементе, то вызывать подсказку. При этом желательно, чтобы подсказка появлялась бы с некоторой задержкой. Последнее можно обеспечить введением счетчика - вызывать подсказку, если счетчик превысил некоторое значение.
- Необходимо обеспечить удаление подсказки, если курсор покидает данный элемент.
На Рис. 3.1.3 представлена программа, которая демонстрирует описанный выше подход. На Рис. 3.1.4 представлено диалоговое окно с подсказками. В принципе, означенный подход не является единственным, и, разобравшись в данном подходе, вы сможете пофантазировать и придумать свои способы создания подсказок.
// файл HINT.RC // определение констант #define WS_SYSMENU 0x00080000L // элементы на окне должны быть изначально видимы #define WS_VISIBLE 0x10000000L // бордюр вокруг элемента #define WS_BORDER 0x00800000L // при помощи TAB можно по очереди активизировать элементы #define WS_TABSTOP 0x00010000L // текст в окне редактирования прижат к левому краю #define ES_LEFT 0x0000L // стиль всех элементов на окне #define WS_CHILD 0x40000000L // стиль - кнопка #define BS_PUSHBUTTON 0x00000000L // центрировать текст на кнопке #define BS_CENTER 0x00000300L // тип окна - "поплавок" #define WS_POPUP 0x80000000L // стиль - диалоговое окно Windows 95 #define DS_3DLOOK 0x0004L // определение диалогового окна DIAL1 DIALOG 0, 0, 240, 100 STYLE WS_SYSMENU | DS_3DLOOK CAPTION "Окно с всплывающими подсказками" FONT 8, "Arial" { // окно редактирования, идентификатор 1 CONTROL "", 1, "edit", ES_LEFT | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_BORDER | WS_TABSTOP , 100, 5, 130, 12 // кнопка, идентификатор 2 CONTROL "Выход", 2, "button", BS_PUSHBUTTON | BS_CENTER | WS_CHILD | WS_VISIBLE | WS_TABSTOP, 180, 76, 50, 14 } // диалоговое окно подсказки HINTW DIALOG 0, 0, 240, 8 STYLE DS_3DLOOK | WS_POPUP | WS_VISIBLE | WS_BORDER FONT 8, "MS Sans Serif" { } ; файл HINT.INC ;константы ;цвет фона окна подсказки RED = 255 GREEN = 255 BLUE = 150 RGBB equ (RED or (GREEN shl 8)) or (BLUE shl 16) ;цвет текста окна подсказки RED = 20 GREEN = 20 BLUE = 20 RGBT equ (RED or (GREEN shl 8)) or (BLUE shl 16) ;сообщение приходит при закрытии окна WM_CLOSE equ 10h WM_INITDIALOG equ 110h WM_COMMAND equ 111h WM_TIMER equ 113h WM_SETTEXT equ 0Ch WM_COMMAND equ 111h WM_PAINT equ 0Fh ;прототипы внешних процедур IFDEF MASM EXTERN CreateDialogParamA@20:NEAR EXTERN SetFocus@4:NEAR EXTERN lstrcpyA@8:NEAR EXTERN DestroyWindow@4:NEAR EXTERN lstrlenA@4:NEAR EXTERN GetDlgItem@8:NEAR EXTERN GetCursorPos@4:NEAR EXTERN TextOutA@20:NEAR EXTERN SetBkColor@8:NEAR EXTERN SetTextColor@8:NEAR EXTERN BeginPaint@8:NEAR EXTERN EndPaint@8:NEAR EXTERN GetTextExtentPoint32A@16:NEAR EXTERN MoveWindow@24:NEAR EXTERN GetWindowRect@8:NEAR EXTERN ReleaseDC@8:NEAR EXTERN GetDC@4:NEAR EXTERN SendDlgItemMessageA@20:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR EXTERN DialogBoxParamA@20:NEAR EXTERN EndDialog@8:NEAR EXTERN SetTimer@16:NEAR EXTERN KillTimer@8:NEAR ELSE EXTERN CreateDialogParamA:NEAR EXTERN SetFocus:NEAR EXTERN lstrcpyA:NEAR EXTERN DestroyWindow:NEAR EXTERN lstrlenA:NEAR EXTERN GetDlgItem:NEAR EXTERN GetCursorPos:NEAR EXTERN TextOutA:NEAR EXTERN SetBkColor:NEAR EXTERN SetTextColor:NEAR EXTERN BeginPaint:NEAR EXTERN EndPaint:NEAR EXTERN GetTextExtentPoint32A:NEAR EXTERN MoveWindow:NEAR EXTERN GetWindowRect:NEAR EXTERN ReleaseDC:NEAR EXTERN GetDC:NEAR EXTERN SendDlgItemMessageA:NEAR EXTERN ExitProcess:NEAR EXTERN GetModuleHandleA:NEAR EXTERN DialogBoxParamA:NEAR EXTERN EndDialog:NEAR EXTERN SetTimer:NEAR EXTERN KillTimer:NEAR CreateDialogParamA@20 = CreateDialogParamA SetFocus@4 = SetFocus lstrcpyA@8 = IstrcpyA DestroyWindow@4 = DestroyWindow lstrlenA@4 = IstrlenA GetDlgItem@8 = GetDlgItem GetCursorPos@4 = GetCursorPos TextOutA@20 = TextOutA SetBkColor@8 = SetBkColor SetTextColor@8 = SetTextColor BeginPaint@8 = BeginPaint EndPaint@8 = EndPaint GetTextExtentPoint32A@16 = GetTextExtentPoint32A MoveWindow@24 = MoveWindow GetWindowRect@8 = GetWindowRect ReleaseDC@8 = ReleaseDC GetDC@4 = GetDC SendDlgItemMessageA@20=SendDlgItemMessageA ExitProcess@4 = ExitProcess GetModuleHandleA@4 = GetModuleHandleA DialogBoxParamA@20 = DialogBoxParamA EndDialog@8 = EndDialog SetTimer@16 = SetTimer KillTimer@8 = KillTimer ENDIF ; структуры ; структура сообщения MSGSTRUCT STRUC MSHWND DD ? MSMESSAGE DD ? MSWPARAM DD ? MSLPARAM DD ? MSTIME DD ? MSPT DD ? MSGSTRUCT ENDS ; структура размера окна RECT STRUC L DD ? T DD ? R DD ? B DD ? RECT ENDS ;структура размер SIZ STRUC X DD ? Y DD ? SIZ ENDS ; структура для BeginPaint PAINTSTR STRUC hdc DWORD 0 fErase DWORD 0 left DWORD 0 top DWORD 0 right DWORD 0 bottom DWORD 0 fRes DWORD 0 fIncUp DWORD 0 Reserv DB 32 dup (0) PAINTSTR ENDS ; структура для получения позиции курсора POINT STRUC X DD ? Y DD ? POINT ENDS ; файл HINT.ASM .386P ; плоская модель .MODEL FLAT, stdcall include hint.inc ; директивы компоновщику для подключения библиотек IFDEF MASM ; для компоновщика LINK.EXE includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib includelib c:\masm32\lib\gdi32.lib ELSE ; для компоновщика TLINK32.EXE includelib c:\tasm32\lib\import32.lib ENDIF ;------------------------------------------------- ; сегмент данных _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' MSG MSGSTRUCT <?> HINST DD 0 ; дескриптор приложения PA DB "DIAL1",0 HIN DB "HINTW",0 XX DD ? YY DD ? ;------------------------------- R1 RECT <?> R2 RECT <?> S SIZ <?> PS PAINTSTR <?> PT POINT <?> ; дескрипторы окон-подсказок, для первого и второго элемента H1 DD 0 H2 DD 0 ; строка-подсказка HINTS DB 60 DUP (?) ; перечень подсказок HINT1 DB "Редактирование строки",0 HINT2 DB "Кнопка выхода",0 ; для временного хранения контекста устройства DC DD ? ; счетчик P1 DD ? _DATA ENDS ; сегмент кода _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ; получить дескриптор приложения PUSH 0 CALL GetModuleHandleA@4 MOV [HINST], EAX ;---------------------------- PUSH 0 PUSH OFFSET WNDPROC PUSH 0 PUSH OFFSET PA PUSH [HINST] CALL DialogBoxParamA@20 CMP EAX,-1 JNE KOL KOL: ;----------------------------- PUSH 0 CALL ExitProcess@4 ;----------------------------- ; процедура окна ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM ; [EBP+10Н] ; WAPARAM ; [EBP+0CH] ; MES ; [EBP+8] ; HWND WNDPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP PUSH EBX PUSH ESI PUSH EDI ;------------------------------ CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_CLOSE JNE L1 ; здесь реакция на закрытие окна ; удалить таймер L4: PUSH 2 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL KillTimer@8 ; закрыть диалог PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL EndDialog@8 JMP FINISH L1: CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_INITDIALOG JNE L2 ; здесь начальная инициализация ; установить таймер PUSH OFFSET TIMPROC PUSH 500 ; интервал 0.5 с. PUSH 2 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SetTimer@16 JMP FINISH L2: CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_COMMAND JNE L3 ; кнопка выхода? CMP WORD PTR [EBP+10H],2 JNE L3 JMP L4 L3: FINISH: POP EDI POP ESI POP EBX POP EBP MOV EAX,0 RET 16 WNDPROC ENDP ;--------------------------------------------- ; процедура таймера ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM - промежуток запуска Windows ; [EBP+10Н] ; WAPARAM - идентификатор таймера ; [EBP+0CH] ; WM_TIMER ; [EBP+8] ; HWND TIMPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP ; получить положение курсора PUSH OFFSET PT CALL GetCursorPos@4 ; запомнить координаты MOV EAX,PT.X MOV XX,EAX MOV EAX,PT.Y MOV YY,EAX ; получить положение элементов ; окно редактирования PUSH 1 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL GetDlgItem@8 PUSH OFFSET R1 PUSH EAX CALL GetWindowRect@8 ; кнопка выхода PUSH 2 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL GetDlgItem@8 PUSH OFFSET R2 PUSH EAX CALL GetWindowRect@8 ; увеличить счетчик INC P1 MOV ECX,XX MOV EDX,YY ; проверка условий .IF H1==0 && P1>5 .IF EDX<=R1.B && EDX>=R1.T && ECX>=R1.L && ECX<=R1.R ; подготовить строку PUSH OFFSET HINT1 PUSH OFFSET HINTS CALL lstrcpyA@8 ; создать диалоговое окно - подсказку PUSH 0 PUSH OFFSET HINT PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH OFFSET HIN PUSH [HINST] CALL CreateDialogParamA@20 MOV H1,EAX ; установить фокус PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SetFocus@4 ; обнулить счетчик MOV P1,0 JMP _END .ENDIF .ENDIF .IF H1!=0 .IF (EDX>R1.B || EDX<R1.T) || (ECX<R1.L || ECX>R1.R) ; удаление подсказки в связи с перемещением курсора PUSH H1 CALL DestroyWindow@4 MOV H1,0 JMP _END .ENDIF .ENDIF .IF H2==0 && P1>5 .IF EDX<=R2.B && EDX>=R2.T && ECX>=R2.L && ECX<=R2.R ; подготовить строку PUSH OFFSET HINT2 PUSH OFFSET HINTS CALL lstrcpyA@8 ; создать диалоговое окно - подсказку PUSH 0 PUSH OFFSET HINT PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH OFFSET HIN PUSH [HINST] CALL CreateDialogParamA@20 MOV H2,EAX ; установить фокус PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SetFocus@4 ; обнулить счетчик MOV P1,0 JMP _END .ENDIF .ENDIF .IF H2!=0 .IF (EDX>R2.B || EDX<R2.T) || (ECX<R2.L || ECX>R2.R) ;удаление подсказки в связи с перемещением курсора PUSH H2 CALL DestroyWindow@4 MOV H2,0 JMP _END .ENDIF .ENDIF ; восстановить стек _END: POP EBP RET 16 TIMPROC ENDP ; процедура окна всплывающей подсказки HINT PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_INITDIALOG JNE NO_INIT ; инициализация ; получить контекст PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL GetDC@4 MOV DC,EAX ; получить длину строки PUSH OFFSET HINTS CALL lstrlenA@4 ; получить длину и ширину строки PUSH OFFSET S PUSH EAX PUSH OFFSET HINTS PUSH DC CALL GetTextExtentPoint32A@16 ; установить положение и размер окна-подсказки PUSH 0 PUSH S.Y ADD S.X,2 PUSH S.X SUB YY,20 PUSH YY ADD XX,10 PUSH XX PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL MoveWindow@24 ; закрыть контекст PUSH DC PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL ReleaseDC@8 ; установить таймер PUSH 0 PUSH 6000 ; интервал 6 с. PUSH 3 ; идентификатор таймера PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL SetTimer@16 JMP FIN NO_INIT: CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_PAINT JNE NO_PAINT ; перерисовка окна ; получить контекст PUSH OFFSET PS PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL BeginPaint@8 MOV DC,EAX ; установить цвета фона и текста подсказки PUSH RGBB PUSH EAX CALL SetBkColor@8 PUSH RGBT PUSH DC CALL SetTextColor@8 ; вывести текст PUSH OFFSET HINTS CALL lstrlenA@4 PUSH EAX PUSH OFFSET HINTS PUSH 0 PUSH 0 PUSH DC CALL TextOutA@20 ; закрыть контекст PUSH OFFSET PS PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL EndPaint@8 JMP FIN NO_PAINT: CMP DWORD PTR [EBP+0CH],WM_TIMER JNE FIN ; обработка события таймера ; удалить таймер и удалить диалоговое окно ; подсказка удаляется в связи с истечением срока 6 с. PUSH 3 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL KillTimer@8 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL DestroyWindow@4 FIN: POP EBP RET 16 HINT ENDP _TEXT ENDS END START
Puc. 3.1.3. Пример диалогового окна с всплывающими подсказками.
Рис. 3.1.4. Диалоговое окно с всплывающими подсказками.
Комментарий к программе на Рис. 3.1.3.
1. Прежде всего обращу ваше внимание, что в данной программе мы используем условные конструкции времени выполнения. Данный шаг вполне закономерен и обусловлен только необходимостью несколько сократить объем, а также упростить читаемость программы. Вложенность условных конструкций, а также расстановка скобок вызваны желанием сократить длину строки и одновременно необходимостью транслировать программу как с помощью MASM32, так и с помощью TASM32. Я уже имел возможность сказать, что два ассемблера весьма сильно отличаются, когда речь идет о макросредствах.
2. Трансляция программы.
Пакет MASM32.
ML /c /coff /DMASM hint.asm RC hint.rc LINK /SUBSYSTEM:WINDOWS hint.obj hint.resПакет TASM32.
TASM32 /ml hint.asm BRCC32 hint.rc TLINK32 -aa hint.obj,,,,,hint.res
3. Как Вы, наверное, уже поняли, процедура таймера проверяет каждые 0.5 секунды положение курсора. Если курсор находится на элементе (окне редактирования или кнопке) и подсказка еще не вызвана (H1 или Н2 отлична от нуля), то вызывается подсказка. При этом учитывается еще величина счетчика (P1), чтобы подсказка появлялась с некоторой задержкой. Если при очередном вызове процедуры окажется, что курсор находится уже вне элемента, а подсказка еще на экране, то она удаляется. Данный механизм не учитывает тот случай, когда курсор быстро перейдет от одного элемента к другому. В этом случае вероятна ситуация, когда на экране окажется две подсказки. Впрочем, первая подсказка должна тут же исчезнуть.
4. В нашей программе на диалоговом окне расположено всего два элемента: окно редактирования и кнопка. Мы хотели показать, что в принципе не имеет значения, какой элемент: для любого из них может быть установлена подсказка. Положение подсказки по отношению к курсору легко регулируется, и Вы можете сами менять его.
5. Функция GetCursorPos получает положение курсора в абсолютных координатах
относительно экрана. Здесь не возникает проблем, т.к. функция GetWindowRect также
получает положение элемента окна в абсолютных координатах. Предварительно нам приходится
определять дескриптор окна при помощи функции GetDlgItem.
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий