Глава 3. Примеры простых программ на языке ассемблера
Данная глава посвящена простым примерам, демонстрирующим технику создания окон и других оконных элементов, которая была изложена в предыдущей главе.
I
Следуя правилу, я попробую сформулировать несколько положений, которые помогут в дальнейшем легко манипулировать окнами и создавать гибкие, мощные, производительные приложения.
- Свойства конкретного окна задаются при вызове функции CreateWindow определением параметра Style. Константы, определяющие свойства окна, содержатся в специальных файлах, которые подключаются при компиляции. Поскольку свойства фактически определяются наличием или отсутствием того или иного бита в константе, комбинация свойств — это просто сумма констант. В отличие от многих рекомендаций для разработчиков все константы здесь определяются непосредственно в программах.
- Окно создается на основе зарегистрированного класса. Окно может содержать элементы управления — кнопки, окна редактирования, списки, полосы прокрутки и т.д. Все эти элементы могут создаваться как окна с предопределенными классами (для кнопок "BUTTON", для окна редактирования "EDIT", для списка "LISTBOX" и т.д.).
- Система общается с окном, а следовательно, и с самим приложением посредством посылки сообщений. Эти сообщения должны обрабатываться процедурой окна. Программирование под Windows в значительной степени является программированием обработки таких сообщений. Сообщения генерируются системой также в случаях каких-либо визуальных событий, происходящих с окном или управляющими элементами 22; на нем. К таким событиям относятся передвижение окна или изменение его размеров, нажатие кнопки, выбор элемента в списке, передвижение курсора мыши и т.д. и т.п. Это и понятно, программа должна как-то реагировать на подобные события.
- Сообщение имеет код (будем обозначать его в программе MES) и два параметра (WPARAM и LPARAM). Для каждого кода сообщения придумано свое макроимя, хотя это всего лишь целое число. Например, сообщение WM_CREATE приходит один раз, когда создается окно, WM_PAINT посылается окну", если оно перерисовывается, сообщение WM_RBUTTONDOWN генерируется, если щелкнуть правой кнопкой мыши при расположении курсора мыши в области окна и т.д. Параметры сообщения могут не иметь никакого смысла либо играть уточняющую роль. Например, сообщение WM_COMMAND генерируется системой, когда что-то происходит с управляющими элементами окна. В этом случае по значению параметров можно определить, какой это элемент и что с ним произошло (LPARAM — дескриптор элемента, старшее слово WPARAM — событие, младшее слово WPARAM — обычно идентификатор ресурса см. Часть II). Можно сказать, что сообщение WM_COMMAND несет сообщение от элемента на окне.
- Сообщение может генерироваться не только системой, но и самой программой. Например, можно послать сообщение-команду какому-либо элементу управления (добавить элемент в список, послать строку в окно редактирования и т.п.). Иногда посылка сообщений используется как прием программирования. Например, можно придумать свои сообщения так, чтобы при их посылке программа выполнила те или иные действия. Естественно, это сообщение должно "отлавливаться" либо в процедуре какого-либо окна, либо в цикле обработки сообщений. Такой подход очень удобен, поскольку позволяет фактически осуществлять циклические алгоритмы так, чтобы возможные изменения с окном во время исполнения такого цикла сразу проявлялись на экране.
22 Вообще, можно выделить как управляющие элементы (кнопки, переключатели), так и управляемые элементы (окна редактирования), но мы все их будем называть управляющими.
23 Хотя на самом деле вызывается процедура окна с соответствующими значениями параметров, мы и в дальнейшем будем говорить о посылке окну сообщения.
II
Приступаем к разбору следующего примера. При запуске этой программы на экране появляется окно с кнопкой "Выход". Нажатие этой кнопки, как Вы понимаете, должно привести к выходу из программы.
Самое важное здесь, как мы узнаем, что кнопка нажата. Все просто: в начале проверка сообщения WM_COMMAND, а затем проверяем LPARAM — здесь хранится дескриптор (уникальный номер) окна (кнопка создается как окно). В данном случае для кнопки этого уже достаточно, чтобы определить событие24.
Да, и обратите внимание на свойства кнопки, которую мы создаем как окно, — это наиболее типичное сочетание свойств, но не единственное. Например, если Вы хотите, чтобы кнопка содержала иконку, то необходимым условием для этого будет свойство BS_ICON (или BS_BITMAP).
24 Честно говоря, здесь я, читатель, немного грешен. Убедившись, что событие произошло именно с кнопкой, нам бы следовало определить, какое событие произошло, проверив старшее слово параметра WPARAM (событие BN_CLICKED=0). Не вдаваясь в подробности, замечу, что в большинстве примеров, которые мы разбираем, для кнопки этого делать не обязательно.
; файл button.inc ; константы ; сообщение приходит при закрытии окна WM_DESTROY equ 2 ; сообщение приходит при создании окна WM_CREATE equ 1 ; сообщение при щелчке левой кнопкой мыши в области окна WM_LBUTTONDOWN equ 201h WM_COMMAND equ 111h ; свойства окна CS_VREDRAW equ 1h CS_HREDRAW equ 2h CS_GLOBALCLASS equ 4000h WS_OVERLAPPEDWINDOW equ 000CF0000H STYLE equ CS_HREDRAW + CS_VREDRAW + CS_GLOBALCLASS BS_DEFPUSHBUTTON equ 1h WS_VISIBLE equ 10000000h WS_CHILD equ 40000000h STYLBTN equ WS_CHILD + BS_DEFPUSHBUTTON + WS_VISIBLE ; идентификатор стандартной иконки IDI_APPLICATION equ 32512 ; идентификатор курсора IDC_ARROW equ 32512 ; режим показа окна — нормальный SW_SHOWNORMAL equ 1 ; прототипы внешних процедур EXTERN MessageBoxA@16:NEAR EXTERN CreateWindowExA@48:NEAR EXTERN DefWindowProcA@16:NEAR EXTERN DispatchMessageA@4:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN GetMessageA@16:NEAR EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR EXTERN LoadCursorA@8:NEAR EXTERN LoadIconA@8:NEAR EXTERN PostQuitMessage@4:NEAR EXTERN RegisterClassA@4:NEAR EXTERN ShowWindow@8:NEAR EXTERN TranslateMessage@4:NEAR EXTERN UpdateWindow@4:NEAR ; структуры ; структура сообщения MSGSTRUCT STRUC MSHWND DD ? MSMESSAGE DD ? MSWPARAM DD ? MSLPARAM DD ? MSTIME DD ? MSPT DD ? MSGSTRUCT ENDS ;----структура класса окон WNDCLASS STRUC CLSSTYLE DD ? CLWNDPROC DD ? CLSCBCLSEX DD ? CLSCBWNDEX DD ? CLSHINST DD ? CLSHICON DD ? CLSHCURSOR DD ? CLBKGROUND DD ? CLMENNAME DD ? CLNAME DD ? WNDCLASS ENDS ; файл button.asm .386P ; плоская модель .MODEL FLAT, stdcall include button.inc ; директивы компоновщику для подключения библиотек includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib ;------------------------------------------------------------ ; сегмент данных _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' NEWHWND DD 0 MSG MSGSTRUCT <?> WC WNDCLASS <?> HINST DD 0 ; дескриптор приложения TITLENAME DB 'Пример - кнопка выхода',0 CLASSNAME DB 'CLASS32',0 CPBUT DB 'Выход',0 ; выход CLSBUTN DB 'BUTTON',0 HWNDBTN DWORD 0 CAP DB 'Сообщение',0 MES DB 'Конец работы Программы',0 _DATA ENDS ; сегмент кода _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ; получить дескриптор приложения PUSH 0 CALL GetModuleHandleA@4 MOV [HINST], EAX REG_CLASS: ; заполнить структуру окна ; стиль MOV [WC.CLSSTYLE], STYLE ; процедура обработки сообщений MOV [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC MOV [WC.CLSCBCLSEX], 0 MOV [WC.CLSCBWNDEX], 0 MOV EAX, [HINST] MOV [WC.CLSHINST], EAX ;---------- иконка окна PUSH IDI_APPLICATION PUSH 0 CALL LoadIconA@8 MOV [WC.CLSHICON], EAX ;---------- курсор окна PUSH IDC_ARROW PUSH 0 CALL LoadCursorA@8 MOV [WC.CLSHCURSOR], EAX ;---------- MOV [WC.CLBKGROUND], 17 ; цвет окна MOV DWORD PTR [WC.CLMENNAME],0 MOV DWORD PTR [WC.CLNAME],OFFSET CLASSNAME PUSH OFFSET WC CALL RegisterClassA@4 ; создать окно зарегистрированного класса PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH 0 PUSH 400 ; DY - высота окна PUSH 400 ; DX - ширина окна PUSH 100 ; Y - координата левого верхнего угла PUSH 100 ; X - координата левого верхнего угла PUSH WS_OVERLAPPEDWINDOW PUSH OFFSET TITLENAME ; имя окна PUSH OFFSET CLASSNAME ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 ; проверка на ошибку CMP EAX, 0 JZ _ERR MOV [NEWHWND], EAX ; дескриптор окна ;-------------------------------------------------- PUSH SW_SHOWNORMAL PUSH [NEWHWND] CALL ShowWindow@8 ; показать созданное окно ;-------------------------------------------------- PUSH [NEWHWND] CALL UpdateWindow@4 ; команда перерисовать видимую ; часть окна, сообщение WM_PAINT ; петля обработки сообщений MSG_LOOP: PUSH 0 PUSH 0 PUSH 0 PUSH OFFSET MSG CALL GetMessageA@16 CMP EAX, 0 JE END_LOOP PUSH OFFSET MSG CALL TranslateMessage@4 PUSH OFFSET MSG CALL DispatchMessageA@4 JMP MSG_LOOP END_LOOP: ; выход из программы (закрыть процесс) PUSH [MSG.MSWPARAM] CALL ExitProcess@4 _ERR: JMP END_LOOP ;---------------------------------------------------------- ; процедура окна ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM ; [EBP+10H] ; WAPARAM ; [EBP+0CH] ;MES ; [EBP+8] ;HWND WNDPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP PUSH EBX PUSH ESI PUSH EDI CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_DESTROY JE WMDESTROY CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_CREATE JE WMCREATE CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_COMMAND JE WMCOMMND JMP DEFWNDPROC WMCOMMND: MOV EAX, HWNDBTN CMP DWORD PTR [EBP+14H], EAX ; не кнопка ли нажата? JE WMDESTROY MOV EAX, 0 JMP FINISH WMCREATE: ; создать окно-кнопку PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH 20 ; DY PUSH 60 ; DX PUSH 10 ; Y PUSH 10 ; X PUSH STYLBTN PUSH OFFSET CPBUT ; имя окна PUSH OFFSET CLSBUTN ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 MOV HWNDBTN, EAX ; запомнить дескриптор кнопки MOV EAX, 0 JMP FINISH DEFWNDPROC: PUSH DWORD PTR [EBP+14H] PUSH DWORD PTR [EBP+10H] PUSH DWORD PTR [EBP+0CH] PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL DefWindowProcA@16 JMP FINISH WMDESTROY: PUSH 0 ; MB_OK PUSH OFFSET CAP PUSH OFFSET MES PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна CALL MessageBoxA@16 PUSH 0 CALL PostQuitMessage@4 ; сообщение WM_QUIT MOV EAX, 0 FINISH: POP EDI POP ESI POP EBX POP EBP RET 16 WNDPROC ENDP _TEXT ENDS END START
Puc. 1.3.1. Пример окна с кнопкой выхода.
III
Второй пример касается использования окна редактирования. Результат работы программы показан на Рис. 1.3.3, а сама программа — на Рис. 1.3.2. При нажатии кнопки "Выход" в начале появляется окно-сообщение с отредактированной строкой.
Обратите внимание на то, как осуществляется посылка сообщения окну (управляющему элементу). Для этого используют в основном две функции: SendMessage и PostMessage. Отличие их друг от друга заключается в том, что первая вызывает процедуру окна с соответствующими параметрами и ждет, когда та возвратит управление; вторая функция ставит сообщение в очередь и сразу возвращает управление.
; файл edit.inc ; константы WM_SETFOCUS equ 7h ; сообщение приходит при закрытии окна WM_DESTROY equ 2 ; сообщение приходит при содании окна WM_CREATE equ 1 ; сообщение, если что-то происходит с элементами на окне WM_COMMAND equ 111h ; сообщение, позволяющее послать элементу строку WM_SETTEXT equ 0Ch ; сообщение, позволяющее получить строку WM_GETTEXT equ 0Dh ; свойства окна CS_VREDRAW equ 1h CS_HREDRAW equ 2h CS_GLOBALCLASS equ 4000h WS_TABSTOP equ 10000h WS_SYSMENU equ 50000h WS_OVERLAPPEDWINDOW equ 0+WS_TABSTOP+WS_SYSMENU STYLE equ CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS CS_HREDRAW equ 2h BS_DEFPUSHBUTTON equ 1h WS_VISIBLE equ 10000000h WS_CHILD equ 40000000h WS_BORDER equ 800000h STYLBTN equ WS_CHILD+BS_DEFPUSHBUTTON+WS_VISIBLE+WS_TABSTOP STYLEDT equ WS_CHILD+WS_VISIBLE+WS_BORDER+WS_TABSTOP ; идентификатор стандартной иконки IDI_APPLICATION equ 32512 ; идентификатор курсора IDC_ARROW equ 32512 ; режим показа окна — нормальный SW_SHOWNORMAL equ 1 ; прототипы внешних процедур EXTERN SetFocus@4:NEAR EXTERN SendMessageA@16:NEAR EXTERN MessageBoxA@16:NEAR EXTERN CreateWindowExA@48:NEAR EXTERN DefWindowProcA@16:NEAR EXTERN DispatchMessageA@4:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN GetMessageA@16:NEAR EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR EXTERN LoadCursorA@8:NEAR EXTERN LoadIconA@8:NEAR EXTERN PostQuitMessage@4:NEAR EXTERN RegisterClassA@4:NEAR EXTERN ShowWindow@8:NEAR EXTERN TranslateMessage@4:NEAR EXTERN UpdateWindow@4:NEAR ; структуры ; структура сообщения MSGSTRUCT STRUC MSHWND DD ? MSMESSAGE DD ? MSWPARAM DD ? MSLPARAM DD ? MSTIME DD ? MSPT DD ? MSGSTRUCT ENDS ;----структура класса окон WNDCLASS STRUC CLSSTYLE DD ? CLWNDPROC DD ? CLSCBCLSEX DD ? CLSCBWNDEX DD ? CLSHINST DD ? CLSHICON DD ? CLSHCURSOR DD ? CLBKGROUND DD ? CLMENNAME DD ? CLNAME DD ? WNDCLASS ENDS ; файл edit.asm .386P ; плоская модель .MODEL FLAT, stdcall include edit.inc ; директивы копоновщику для подключения библиотек includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\iib\kernel32.lib ;------------------------------------------------------------ ; сегмент данных _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' NEWHWND DD 0 MSG MSGSTRUCT <?> WC WNDCLASS <?> HINST DD 0 ; дескриптор приложения TITLENAME DB 'Пример — окно редактирования',0 CLASSNAME DB 'CLASS32',0 CPBUT DB 'Выход',0 ; выход CPEDT DB ' ',0 CLSBUTN DB 'BUTTON',0 CLSEDIT DB 'EDIT',0 HWNDBTN DWORD 0 HWNDEDT DWORD 0 CAP DB 'Сообщение',0 MES DB 'Конец работы программы',0 TEXT DB 'Строка редактирования',0 DB 50 DUP(0) ; продолжение буфера _DATA ENDS ; сегмент кода _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ; получить дескриптор приложения PUSH 0 CALL GetModuleHandleA@4 MOV [HINST], EAX REG_CLASS: ; заполнить структуру окна ; стиль MOV [WC.CLSSTYLE], STYLE ; процедура обработки сообщений MOV [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC MOV [WC.CLSCBCLSEX],0 MOV [WC.CLSCBWNDEX],0 MOV EAX, [HINST] MOV [WC.CLSHINST], EAX ;------—— иконка окна PUSH IDI_APPLICATION PUSH 0 CALL LoadIconA@8 MOV [WC.CLSHICON], EAX ;---------- курсор окна PUSH IDC_ARROW PUSH 0 CALL LoadCursorA@8 MOV [WC.CLSHCURSOR], EAX ;--------— MOV [WC.CLBKGROUND], 17 ; цвет окна MOV DWORD PTR [WC.CLMENNAME], 0 MOV DWORD PTR [WC.CLNAME], OFFSET CLASSNAME PUSH OFFSET WC CALL RegisterClassA@4 ; создать окно зарегистрированного класса PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH 0 PUSH 150 ; DY - высота окна PUSH 400 ; DX - ширина окна PUSH 100 ; Y - координата левого верхнего угла PUSH 100 ; X - координата левого верхнего угла PUSH WS_OVERLAPPEDWINDOW PUSH OFFSET TITLENAME ; имя окна PUSH OFFSET CLASSNAME ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 ; проверка на ошибку CMP EAX, 0 JZ _ERR MOV [NEWHWND], EAX ; дескриптор окна PUSH SW_SHOWNORMAL PUSH [NEWHWND] CALLShowWindow@8 ; показать созданное окно ;------------------------------------------------------------ PUSH [NEWHWND] CALL UpdateWindow@4 ; команда перерисовать видимую ; часть окна, сообщение WM_PAINT ; петля обработки сообщений MSG_LOOP: PUSH 0 PUSH 0 PUSH 0 PUSH OFFSET MSG CALL GetMessageA@16 CMP EAX, 0 JE END_LOOP PUSH OFFSET MSG CALL TranslateMessage@4 PUSH OFFSET MSG CALL DispatchMessageA@4 JMP MSG_LOOP END_LOOP: ; выход из программы (закрыть процесс) PUSH [MSG.MSWPARAM] CALL ExitProcess@4 _ERR: JMP END_LOOP ; процедура окна ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM ; [EBP+10H] ; WAPARAM ; [EBP+0CH] ; MES ; [EBP+8] ; HWND WNDPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP PUSH EBX PUSH ESI PUSH EDI CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_DESTROY JE WMDESTROY CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_CREATE JE WMCREATE CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_COMMAND JE WMCOMMND JMP DEFWNDPROC WMCOMMND: MOV EAX,HWNDBTN CMP DWORD PTR [EBP+14H],EAX JNE NODESTROY ; получить отредактированную строку PUSH OFFSET TEXT PUSH 150 PUSH WM_GETTEXT PUSH HWNDEDT CALL SendMessageA@16 ; показать эту строку PUSH 0 PUSH OFFSET CAP PUSH OFFSET TEXT PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна CALL MessageBoxA@16 ; на выход JMP WMDESTROY NODESTROY: MOV EAX, 0 JMP FINISH WMCREATE: ; создать окно-кнопку PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH 20 ; DY PUSH 60 ; DX PUSH 10 ; Y PUSH 10 ; X PUSH STYLBTN PUSH OFFSET CPBUT ; имя окна PUSH OFFSET CLSBUTN ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 MOV HWNDBTN,EAX ; запомнить дескриптор кнопки ; создать окно редактирования PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH 20 ; DY PUSH 350 ; DX PUSH 50 ; Y PUSH 10 ; X PUSH STYLEDT PUSH OFFSET CPEDT ; имя окна PUSH OFFSET CLSEDIT ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 MOV HWNDEDT,EAX ;--------- поместить строку в окно редактирования PUSH OFFSET TEXT PUSH 0 PUSH WM_SETTEXT PUSH HWNDEDT CALL SendMessageA@16 ;--------- установить фокус на окне редактирования PUSH HWNDEDT CALL SetFocus@4 ;------------------------------------------------------------ MOV EAX, 0 JMP FINISH DEFWNDPROC: PUSH DWORD PTR [EBP+14H] PUSH DWORD PTR [EBP+10H] PUSH DWORD PTR [EBP+0CH] PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL DefWindowProcA@16 JMP FINISH WMDESTROY: PUSH 0 ; MB_OK PUSH OFFSET CAP PUSH OFFSET MES PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна CALL MessageBoxA@16 PUSH 0 CALL PostQuitMessage@4 ; сообщение WM_QUIT MOV EAX, 0 FINISH: POP EDI POP ESI POP EBX POP EBP RET 16 WNDPROC ENDP _TEXT ENDS END START
Рис. 1.3.2. Пример окна со строкой редактирования.
Рис. 1.3.3. Работа программы со строкой редактирования (Программа на Рис. 1.3.2).
IV
Наконец последний в этой главе пример — окно-список. При создании окна в список помещаются названия цветов. Если произвести двойной щелчок по цвету, то появится окно-сообщение с названием этого цвета.
Двойной щелчок по элементу списка определяется по следующей схеме: отслеживается событие, происходящее со списком, а далее по старшему слову параметра WPARAM определяется, какое событие имело место (параметр [EBP+10Н], а его старшая часть [EBP+12Н]).
Не имея возможности подробно останавливаться на различных свойствах управляющих элементов, укажу основополагающую идею такого элемента, как список. Каждый элемент списка имеет ряд атрибутов, по которым он может быть найден в списке: порядковый номер в списке, название элемента, уникальный номер. Последняя характеристика наиболее важна, так как позволяет однозначно идентифицировать элемент.
; файл list.inc ; константы WM_SETFOCUS equ 7h ; сообщение приходит при закрытии окна WM_DESTROY equ 2 ; сообщение приходит при содании окна WM_CREATE equ 1 ; сообщение, если что-то происходит с элементами на окне WM_COMMAND equ 111h ; сообщение, позволяющее послать элементу строку WM_SETTEXT equ 0Ch ; сообщение, позволяющее получить строку WM_GETTEXT equ 0Dh ; сообщение — команда добавить строку LB_ADDSTRING equ 180h LB_GETTEXT equ 189h LB_GETCURSEL equ 188h LBN_DBLCLK equ 2 ; свойства окна CS_VREDRAW equ 1h CS_HREDRAW equ 2h CS_GLOBALCLASS equ 4000h WS_TABSTOP equ 10000h WS_SYSMENU equ 80000h WS_THICKFRAME equ 40000h WS_OVERLAPPEDWINDOW equ WS_TABSTOP + WS_SYSMENU STYLE equ CS_HREDRAW + CS_VREDRAW + CS_GLOBALCLASS CS_HREDRAW equ 2h BS_DEFPUSHBUTTON equ 1h WS_VISIBLE equ 10000000h WS_CHILD equ 40000000h WS_BORDER equ 800000h WS_VSCROLL equ 200000h LBS_NOTIFY equ 1h STYLBTN equ WS_CHILD + BS_DEFPUSHBUTTON + WS_VISIBLE + WS_TABSTOP STYLLST equ WS_THICKFRAME + WS_CHILD + WS_VISIBLE + WS_BORDER + WS_TABSTOP + WS_VSCROLL + LBS_NOTIFY ; идентификатор стандартной иконки IDI_APPLICATION equ 32512 ; идентификатор курсора IDC_ARROW equ 32512 ; режим показа окна — нормальный SW_SHOWNORMAL equ 1 ; прототипы внешних процедур EXTERN SetFocus@4:NEAR EXTERN SendMessageA@16:NEAR EXTERN MessageBoxA@16:NEAR EXTERN CreateWindowExA@48:NEAR EXTERN DefWindowProcA@16:NEAR EXTERN DispatchMessageA@4:NEAR EXTERN ExitProcess@4:NEAR EXTERN GetMessageA@16:NEAR EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR EXTERN LoadCursorA@8:NEAR EXTERN LoadIconA@8:NEAR EXTERN PostQuitMessage@4:NEAR EXTERN RegisterClassA@4:NEAR EXTERN ShowWindow@8:NEAR EXTERN TranslateMessage@4:NEAR EXTERN UpdateWindow@4:NEAR ; структуры ; структура сообщения MSGSTRUCT STRUC MSHWND DD ? MSMESSAGE DD ? MSWPARAM DD ? MSLPARAM DD ? MSTIME DD ? MSPT DD ? MSGSTRUCT ENDS ;----структура класса окон WNDCLASS STRUC CLSSTYLE DD ? CLWNDPROC DD ? CLSCBCLSEX DD ? CLSCBWNDEX DD ? CLSHINST DD ? CLSHICON DD ? CLSHCURSOR DD ? CLBKGROUND DD ? CLMENNAME DD ? CLNAME DD ? WNDCLASS ENDS ; файл list.asm .386P ; плоская модель .MODEL FLAT, stdcall include list.inc ; директивы копоновщику для подключения библиотек includelib c:\masm32\lib\user32.lib includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib ;------------------------------------------------------------ ; сегмент данных _DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA' NEWHWND DD 0 MSG MSGSTRUCT <?> WC WNDCLASS <?> HINST DD 0 ; дескриптор приложения TITLENAME DB 'Пример - окно LISTBOX',0 CLASSNAME DB 'CLASS32',0 CPBUT DB' Выход', 0 ; выход CPLST DB ' ',0 CLSBUTN DB 'BUTTON',0 CLSLIST DB 'LISTBOX',0 HWNDBTN DWORD 0 HWNDLST DWORD 0 CAP DB 'Сообщение',0 CAP1 DB 'Выбран',0 MES DB 'Конец работы Программы',0 ; массив строк STR1 DB ' Красный',0 STR2 DB 'Зеленый',0 STR3 DB 'Синий',0 STR4 DB 'Желтый',0 STR5 DB 'Черный',0 STR6 DB 'Белый',0 ; указатели на строки PS DWORD OFFSET STR1 DWORD OFFSET STR2 DWORD OFFSET STR3 DWORD OFFSET STR4 DWORD OFFSET STR5 DWORD OFFSET STR6 BUF DB 30 dup(0) _DATA ENDS ; сегмент кода _TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE' START: ; получить дескриптор приложения PUSH О CALL GetModuleHandleA@4 MOV [HINST], EAX REG_CLASS: ; заполнить структуру окна стиль MOV [WC.CLSSTYLE], STYLE ; процедура обработки сообщений MOV [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC MOV [WC.CLSCBCLSEX], 0 MOV [WC.CLSCBWNDEX], 0 MOV EAX, [HINST] MOV [WC.CLSHINST], EAX ;----——— иконка окна PUSH IDI_APPLICATION PUSH 0 CALL LoadIconA@8 MOV [WC.CLSHICON], EAX ;--——-— курсор окна PUSH IDC_ARROW PUSH 0 CALL LoadCursorA@8 MOV [WC.CLSHCURSOR] , EAX ;--------- MOV [WC.CLBKGROUND], 17 ; цвет окна MOV DWORD PTR [WC.CLMENNAME], 0 MOV DWORD PTR [WC.CLNAME], OFFSET CLASSNAME PUSH OFFSET WC CALL RegisterClassA@4 ; создать окно зарегистрированного класса PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH 0 PUSH 200 ; DY - высота окна PUSH 250 ; DX - ширина окна PUSH 100 ; Y - координата левого верхнего угла PUSH 100 ; X - координата левого верхнего угла PUSH WS_OVERLAPPEDWINDOW PUSH OFFSET TITLENAME ; имя окна PUSH OFFSET CLASSNAME ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 ; проверка на ошибку CMP EAX, 0 JZ _ERR MOV [NEWHWND], EAX ; дескриптор окна ;------------------------------------------------------------ PUSH SW_SHOWNORMAL PUSH [NEWHWND] CALL ShowWindow@8 ; показать созданное окно ;------------------------------------------------------------ PUSH [NEWHWND] CALL UpdateWindow@4 ; команда перерисовать видимую ; часть окна, сообщение WM PAINT ; петля обработки сообщений MSG_LOOP: PUSH 0 PUSH 0 PUSH 0 PUSH OFFSET MSG CALL GetMessageA@16 CMP EAX, 0 JE END_LOOP PUSH OFFSET MSG CALL TranslateMessage@4 PUSH OFFSET MSG CALL DispatchMessageA@4 JMP MSG_LOOP END_LOOP: ; выход из программы (закрыть процесс) PUSH [MSG.MSWPARAM] CALL ExitProcess@4 _ERR: JMP END_LOOP ; процедура окна ; расположение параметров в стеке ; [EBP+014Н] ; LPARAM ; [EBP+10H] ; WAPARAM ; [EBP+0CH] ; MES ; [EBP+8] ; HWND WNDPROC PROC PUSH EBP MOV EBP,ESP PUSH EBX PUSH ESI PUSH EDI CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_DESTROY JE WMDESTROY CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_CREATE JE WMCREATE CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_COMMAND JE WMCOMMND JMP DEFWNDPROC WMCOMMND: MOV EAX,HWNDBTN CMP DWORD PTR [EBP+14H],EAX ; кнопка ? ; на выход ? JE WMDESTROY MOV EAX, HWNDLST CMP DWORD PTR [EBP+14H],EAX ; список ? JNE NOLIST ; работаем со списком CMP WORD PTR [EBP+12H], LBN_DBLCLK JNE NOLIST ; двойной щелчок есть, теперь определить ; выбранную строку ; вначале индекс PUSH 0 PUSH 0 PUSH LB_GETCURSEL PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 ; теперь сам текст PUSH OFFSET BUF PUSH EAX PUSH LB_GETTEXT PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 ; сообщить, что выбрано PUSH 0 PUSH OFFSET CAP1 PUSH OFFSET BUF PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL MessageBoxA@16 NOLIST: MOV EAX, 0 JMP FINISH WMCREATE: ; создать окно-кнопку PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH 20 ; DY PUSH 60 ; DX PUSH 10 ; Y PUSH 10 ; X PUSH STYLBTN PUSH OFFSET CPBUT ; имя окна PUSH OFFSET CLSBUTN ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 MOV HWNDBTN, EAX ; запомнить дескриптор кнопки ;------------------------------------------------------------ ; создать окно LISTBOX PUSH 0 PUSH [HINST] PUSH 0 PUSH DWORD PTR [EBP+08H] PUSH 90 ; DY PUSH 150 ; DX PUSH 50 ; Y PUSH 10 ; X PUSH STYLLST PUSH OFFSET CPLST ; имя окна PUSH OFFSET CLSLIST ; имя класса PUSH 0 CALL CreateWindowExA@48 MOV HWNDLST,EAX ; заполнить список PUSH PS PUSH 0 PUSH LB_ADDSTRING PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 PUSH PS+4 PUSH 0 PUSH LB_ADDSTRING PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 PUSH PS+8 PUSH 0 PUSH LB_ADDSTRING PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 PUSH PS+12 PUSH 0 PUSH LB_ADDSTRING PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 PUSH PS+16 PUSH 0 PUSH LB_ADDSTRING PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 PUSH PS+20 PUSH 0 PUSH LB_ADDSTRING PUSH HWNDLST CALL SendMessageA@16 MOV EAX, 0 JMP FINISH DEFWNDPROC: PUSH DWORD PTR [EBP+14H] PUSH DWORD PTR [EBP+10H] PUSH DWORD PTR [EBP+0CH] PUSH DWORD PTR [EBP+08H] CALL DefWindowProcA@16 JMP FINISH WMDESTROY: PUSH 0 ; MB_OK PUSH OFFSET CAP PUSH OFFSET MES PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна CALL MessageBoxA@16 PUSH 0 CALL PostQuitMessage@4 ; сообщение WM_QUIT MOV EAX, 0 FINISH: POP EDI POP ESI POP EBX POP EBP RET 16 WNDPROC ENDP _TEXT ENDS END START
Puc. 1.3.4. Пример окна с простым списком.
В конце главы я бы хотел поговорить вот на какую тему. С окном на экране могут происходить самые интересные и необычные вещи.
Например, оно по желанию пользователя может перемещаться, менять свой размер, сворачиваться и разворачиваться, наконец, другие окна могут заслонять данное окно.
В таких ситуациях система посылает окну сообщение WM_PAINT. Такое же сообщение посылается окну при выполнении некоторых функций, связанных с перерисовкой окна, таких, например, как UpdateWindow.
Если сообщение WM_PAINT не обрабатывается процедурой окна, а возвращается системе посредством функции DefWindowProc, то система берет на себя не только перерисовку окна (что она и так делает), но и перерисовку содержимого окна. К содержимому окна, однако, относятся только дочерние окна, которыми являются кнопки, списки, окна редактирования и другие элементы управления. В следующих главах мы, в частности, будем говорить о том, как выводить в окно текстовую и графическую информацию.
Здесь, чтобы информация сохранялась в окне, нам не обойтись без обработки сообщения WM_PAINT.
В заключение заметим, что представленные в данной главе программы записаны для трансляции в MASM32.
Для того чтобы использовать их с TASM32, как и ранее, достаточно удалить из всех API-имен суффикс @N и подключить вместо USER32.LIB и KERNEL32.LIB библиотеку IMPORT32.LIB.