Assembler для Windows

     шлюхи Красноярска https://sexanketa24.com/         

Глава 3. Примеры простых программ на языке ассемблера

Данная глава посвящена простым примерам, демонстрирующим технику создания окон и других оконных элементов, которая была изложена в предыдущей главе.

I

Следуя правилу, я попробую сформулировать несколько положений, которые помогут в дальнейшем легко манипулировать окнами и создавать гибкие, мощные, производительные приложения.

  1. Свойства конкретного окна задаются при вызове функции CreateWindow определением параметра Style. Константы, определяющие свойства окна, содержатся в специальных файлах, которые подключаются при компиляции. Поскольку свойства фактически определяются наличием или отсутствием того или иного бита в константе, комбинация свойств — это просто сумма констант. В отличие от многих рекомендаций для разработчиков все константы здесь определяются непосредственно в программах.
  2. Окно создается на основе зарегистрированного класса. Окно может содержать элементы управления — кнопки, окна редактирования, списки, полосы прокрутки и т.д. Все эти элементы могут создаваться как окна с предопределенными классами (для кнопок "BUTTON", для окна редактирования "EDIT", для списка "LISTBOX" и т.д.).
  3. Система общается с окном, а следовательно, и с самим приложением посредством посылки сообщений. Эти сообщения должны обрабатываться процедурой окна. Программирование под Windows в значительной степени является программированием обработки таких сообщений. Сообщения генерируются системой также в случаях каких-либо визуальных событий, происходящих с окном или управляющими элементами 22; на нем. К таким событиям относятся передвижение окна или изменение его размеров, нажатие кнопки, выбор элемента в списке, передвижение курсора мыши и т.д. и т.п. Это и понятно, программа должна как-то реагировать на подобные события.
  4. Сообщение имеет код (будем обозначать его в программе MES) и два параметра (WPARAM и LPARAM). Для каждого кода сообщения придумано свое макроимя, хотя это всего лишь целое число. Например, сообщение WM_CREATE приходит один раз, когда создается окно, WM_PAINT посылается окну", если оно перерисовывается, сообщение WM_RBUTTONDOWN генерируется, если щелкнуть правой кнопкой мыши при расположении курсора мыши в области окна и т.д. Параметры сообщения могут не иметь никакого смысла либо играть уточняющую роль. Например, сообщение WM_COMMAND генерируется системой, когда что-то происходит с управляющими элементами окна. В этом случае по значению параметров можно определить, какой это элемент и что с ним произошло (LPARAM — дескриптор элемента, старшее слово WPARAM — событие, младшее слово WPARAM — обычно идентификатор ресурса см. Часть II). Можно сказать, что сообщение WM_COMMAND несет сообщение от элемента на окне.
  5. Сообщение может генерироваться не только системой, но и самой программой. Например, можно послать сообщение-команду какому-либо элементу управления (добавить элемент в список, послать строку в окно редактирования и т.п.). Иногда посылка сообщений используется как прием программирования. Например, можно придумать свои сообщения так, чтобы при их посылке программа выполнила те или иные действия. Естественно, это сообщение должно "отлавливаться" либо в процедуре какого-либо окна, либо в цикле обработки сообщений. Такой подход очень удобен, поскольку позволяет фактически осуществлять циклические алгоритмы так, чтобы возможные изменения с окном во время исполнения такого цикла сразу проявлялись на экране.

22 Вообще, можно выделить как управляющие элементы (кнопки, переключатели), так и управляемые элементы (окна редактирования), но мы все их будем называть управляющими.

23 Хотя на самом деле вызывается процедура окна с соответствующими значениями параметров, мы и в дальнейшем будем говорить о посылке окну сообщения.


II

Приступаем к разбору следующего примера. При запуске этой программы на экране появляется окно с кнопкой "Выход". Нажатие этой кнопки, как Вы понимаете, должно привести к выходу из программы.

Самое важное здесь, как мы узнаем, что кнопка нажата. Все просто: в начале проверка сообщения WM_COMMAND, а затем проверяем LPARAM — здесь хранится дескриптор (уникальный номер) окна (кнопка создается как окно). В данном случае для кнопки этого уже достаточно, чтобы определить событие24.

Да, и обратите внимание на свойства кнопки, которую мы создаем как окно, — это наиболее типичное сочетание свойств, но не единственное. Например, если Вы хотите, чтобы кнопка содержала иконку, то необходимым условием для этого будет свойство BS_ICON (или BS_BITMAP).


24 Честно говоря, здесь я, читатель, немного грешен. Убедившись, что событие произошло именно с кнопкой, нам бы следовало определить, какое событие произошло, проверив старшее слово параметра WPARAM (событие BN_CLICKED=0). Не вдаваясь в подробности, замечу, что в большинстве примеров, которые мы разбираем, для кнопки этого делать не обязательно.


; файл button.inc
; константы
; сообщение приходит при закрытии окна
WM_DESTROY equ 2
; сообщение приходит при создании окна
WM_CREATE equ 1
; сообщение при щелчке левой кнопкой мыши в области окна
WM_LBUTTONDOWN equ 201h
WM_COMMAND equ 111h
; свойства окна
CS_VREDRAW equ 1h
CS_HREDRAW equ 2h
CS_GLOBALCLASS equ 4000h
WS_OVERLAPPEDWINDOW equ 000CF0000H
STYLE equ CS_HREDRAW + CS_VREDRAW + CS_GLOBALCLASS
BS_DEFPUSHBUTTON equ 1h
WS_VISIBLE equ 10000000h
WS_CHILD equ 40000000h
STYLBTN equ WS_CHILD + BS_DEFPUSHBUTTON + WS_VISIBLE
; идентификатор стандартной иконки
IDI_APPLICATION equ 32512
; идентификатор курсора
IDC_ARROW equ 32512
; режим показа окна — нормальный
SW_SHOWNORMAL equ 1
; прототипы внешних процедур
EXTERN MessageBoxA@16:NEAR
EXTERN CreateWindowExA@48:NEAR
EXTERN DefWindowProcA@16:NEAR
EXTERN DispatchMessageA@4:NEAR
EXTERN ExitProcess@4:NEAR
EXTERN GetMessageA@16:NEAR
EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR
EXTERN LoadCursorA@8:NEAR
EXTERN LoadIconA@8:NEAR
EXTERN PostQuitMessage@4:NEAR
EXTERN RegisterClassA@4:NEAR
EXTERN ShowWindow@8:NEAR
EXTERN TranslateMessage@4:NEAR
EXTERN UpdateWindow@4:NEAR
; структуры
; структура сообщения
MSGSTRUCT STRUC
MSHWND DD ?
MSMESSAGE DD ?
MSWPARAM DD ?
MSLPARAM DD ?
MSTIME DD ?
MSPT DD ?
MSGSTRUCT ENDS
;----структура класса окон
WNDCLASS STRUC
CLSSTYLE DD ?
CLWNDPROC DD ?
CLSCBCLSEX DD ?
CLSCBWNDEX DD ?
CLSHINST DD ?
CLSHICON DD ?
CLSHCURSOR DD ?
CLBKGROUND DD ?
CLMENNAME DD ?
CLNAME DD ?
WNDCLASS ENDS
; файл button.asm
.386P
; плоская модель
.MODEL FLAT, stdcall
include button.inc
; директивы компоновщику для подключения библиотек
includelib c:\masm32\lib\user32.lib
includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib
;------------------------------------------------------------
; сегмент данных
_DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA'
NEWHWND DD 0
MSG MSGSTRUCT <?>
WC WNDCLASS <?>
HINST DD 0 ; дескриптор приложения
TITLENAME DB 'Пример - кнопка выхода',0
CLASSNAME DB 'CLASS32',0
CPBUT DB 'Выход',0 ; выход
CLSBUTN DB 'BUTTON',0
HWNDBTN DWORD 0
CAP DB 'Сообщение',0
MES DB 'Конец работы Программы',0
_DATA ENDS
; сегмент кода
_TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE'
START:
; получить дескриптор приложения
PUSH 0
CALL GetModuleHandleA@4
MOV [HINST], EAX
REG_CLASS:
; заполнить структуру окна
; стиль
MOV [WC.CLSSTYLE], STYLE
; процедура обработки сообщений
MOV [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC
MOV [WC.CLSCBCLSEX], 0
MOV [WC.CLSCBWNDEX], 0
MOV EAX, [HINST]
MOV [WC.CLSHINST], EAX
;---------- иконка окна
PUSH IDI_APPLICATION
PUSH 0
CALL LoadIconA@8
MOV [WC.CLSHICON], EAX
;---------- курсор окна
PUSH IDC_ARROW
PUSH 0
CALL LoadCursorA@8
MOV [WC.CLSHCURSOR], EAX
;----------
MOV [WC.CLBKGROUND], 17 ; цвет окна
MOV DWORD PTR [WC.CLMENNAME],0
MOV DWORD PTR [WC.CLNAME],OFFSET CLASSNAME
PUSH OFFSET WC
CALL RegisterClassA@4
; создать окно зарегистрированного класса
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH 0
PUSH 400 ; DY - высота окна
PUSH 400 ; DX - ширина окна
PUSH 100 ; Y - координата левого верхнего угла
PUSH 100 ; X - координата левого верхнего угла
PUSH WS_OVERLAPPEDWINDOW
PUSH OFFSET TITLENAME ; имя окна
PUSH OFFSET CLASSNAME ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
; проверка на ошибку
CMP EAX, 0
JZ _ERR
MOV [NEWHWND], EAX ; дескриптор окна
;--------------------------------------------------
PUSH SW_SHOWNORMAL
PUSH [NEWHWND]
CALL ShowWindow@8 ; показать созданное окно
;--------------------------------------------------
PUSH [NEWHWND]
CALL UpdateWindow@4 ; команда перерисовать видимую
; часть окна, сообщение WM_PAINT
; петля обработки сообщений
MSG_LOOP:
PUSH 0
PUSH 0
PUSH 0
PUSH OFFSET MSG
CALL GetMessageA@16
CMP EAX, 0
JE END_LOOP
PUSH OFFSET MSG
CALL TranslateMessage@4
PUSH OFFSET MSG
CALL DispatchMessageA@4
JMP MSG_LOOP
END_LOOP:
; выход из программы (закрыть процесс)
PUSH [MSG.MSWPARAM]
CALL ExitProcess@4
_ERR:
JMP END_LOOP
;----------------------------------------------------------
; процедура окна
; расположение параметров в стеке
; [EBP+014Н] ; LPARAM
; [EBP+10H] ; WAPARAM
; [EBP+0CH] ;MES
; [EBP+8] ;HWND
WNDPROC PROC
PUSH EBP
MOV EBP,ESP
PUSH EBX
PUSH ESI
PUSH EDI
CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_DESTROY
JE WMDESTROY
CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_CREATE
JE WMCREATE
CMP DWORD PTR [EBP+0CH], WM_COMMAND
JE WMCOMMND
JMP DEFWNDPROC
WMCOMMND:
MOV EAX, HWNDBTN
CMP DWORD PTR [EBP+14H], EAX ; не кнопка ли нажата?
JE WMDESTROY
MOV EAX, 0
JMP FINISH
WMCREATE:
; создать окно-кнопку
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
PUSH 20 ; DY
PUSH 60 ; DX
PUSH 10 ; Y
PUSH 10 ; X
PUSH STYLBTN
PUSH OFFSET CPBUT ; имя окна
PUSH OFFSET CLSBUTN ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
MOV HWNDBTN, EAX ; запомнить дескриптор кнопки
MOV EAX, 0
JMP FINISH
DEFWNDPROC:
PUSH DWORD PTR [EBP+14H]
PUSH DWORD PTR [EBP+10H]
PUSH DWORD PTR [EBP+0CH]
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
CALL DefWindowProcA@16
JMP FINISH
WMDESTROY:
PUSH 0 ; MB_OK
PUSH OFFSET CAP
PUSH OFFSET MES
PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна
CALL MessageBoxA@16
PUSH 0
CALL PostQuitMessage@4 ; сообщение WM_QUIT
MOV EAX, 0
FINISH:
POP EDI
POP ESI
POP EBX
POP EBP
RET 16
WNDPROC ENDP
_TEXT ENDS
END START

Puc. 1.3.1. Пример окна с кнопкой выхода.

III

Второй пример касается использования окна редактирования. Результат работы программы показан на Рис. 1.3.3, а сама программа — на Рис. 1.3.2. При нажатии кнопки "Выход" в начале появляется окно-сообщение с отредактированной строкой.

Обратите внимание на то, как осуществляется посылка сообщения окну (управляющему элементу). Для этого используют в основном две функции: SendMessage и PostMessage. Отличие их друг от друга заключается в том, что первая вызывает процедуру окна с соответствующими параметрами и ждет, когда та возвратит управление; вторая функция ставит сообщение в очередь и сразу возвращает управление.

; файл edit.inc
; константы
WM_SETFOCUS equ 7h
; сообщение приходит при закрытии окна
WM_DESTROY equ 2
; сообщение приходит при содании окна
WM_CREATE equ 1
; сообщение, если что-то происходит с элементами на окне
WM_COMMAND equ 111h
; сообщение, позволяющее послать элементу строку
WM_SETTEXT equ 0Ch
; сообщение, позволяющее получить строку
WM_GETTEXT equ 0Dh
; свойства окна
CS_VREDRAW equ 1h
CS_HREDRAW equ 2h
CS_GLOBALCLASS equ 4000h
WS_TABSTOP equ 10000h
WS_SYSMENU equ 50000h
WS_OVERLAPPEDWINDOW equ 0+WS_TABSTOP+WS_SYSMENU
STYLE equ CS_HREDRAW+CS_VREDRAW+CS_GLOBALCLASS
CS_HREDRAW equ 2h
BS_DEFPUSHBUTTON equ 1h
WS_VISIBLE equ 10000000h
WS_CHILD equ 40000000h
WS_BORDER equ 800000h
STYLBTN equ WS_CHILD+BS_DEFPUSHBUTTON+WS_VISIBLE+WS_TABSTOP
STYLEDT equ WS_CHILD+WS_VISIBLE+WS_BORDER+WS_TABSTOP
; идентификатор стандартной иконки
IDI_APPLICATION equ 32512
; идентификатор курсора
IDC_ARROW equ 32512
; режим показа окна — нормальный
SW_SHOWNORMAL equ 1
; прототипы внешних процедур
EXTERN SetFocus@4:NEAR
EXTERN SendMessageA@16:NEAR
EXTERN MessageBoxA@16:NEAR
EXTERN CreateWindowExA@48:NEAR
EXTERN DefWindowProcA@16:NEAR
EXTERN DispatchMessageA@4:NEAR
EXTERN ExitProcess@4:NEAR
EXTERN GetMessageA@16:NEAR
EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR
EXTERN LoadCursorA@8:NEAR
EXTERN LoadIconA@8:NEAR
EXTERN PostQuitMessage@4:NEAR
EXTERN RegisterClassA@4:NEAR
EXTERN ShowWindow@8:NEAR
EXTERN TranslateMessage@4:NEAR
EXTERN UpdateWindow@4:NEAR
; структуры
; структура сообщения
MSGSTRUCT STRUC
MSHWND DD ?
MSMESSAGE DD ?
MSWPARAM DD ?
MSLPARAM DD ?
MSTIME DD ?
MSPT DD ?
MSGSTRUCT ENDS
;----структура класса окон
WNDCLASS STRUC
CLSSTYLE DD ?
CLWNDPROC DD ?
CLSCBCLSEX DD ?
CLSCBWNDEX DD ?
CLSHINST DD ?
CLSHICON DD ?
CLSHCURSOR DD ?
CLBKGROUND DD ?
CLMENNAME DD ?
CLNAME DD ?
WNDCLASS ENDS
; файл edit.asm
.386P
; плоская модель
.MODEL FLAT, stdcall
include edit.inc
; директивы копоновщику для подключения библиотек
includelib c:\masm32\lib\user32.lib
includelib c:\masm32\iib\kernel32.lib
;------------------------------------------------------------
; сегмент данных
_DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA'
NEWHWND DD 0
MSG MSGSTRUCT <?>
WC WNDCLASS <?>
HINST DD 0 ; дескриптор приложения
TITLENAME DB 'Пример — окно редактирования',0
CLASSNAME DB 'CLASS32',0
CPBUT DB 'Выход',0 ; выход
CPEDT DB ' ',0
CLSBUTN DB 'BUTTON',0
CLSEDIT DB 'EDIT',0
HWNDBTN DWORD 0
HWNDEDT DWORD 0
CAP DB 'Сообщение',0
MES DB 'Конец работы программы',0
TEXT DB 'Строка редактирования',0
DB 50 DUP(0) ; продолжение буфера
_DATA ENDS
; сегмент кода
_TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE'
START:
; получить дескриптор приложения
PUSH 0
CALL GetModuleHandleA@4
MOV [HINST], EAX
REG_CLASS:
; заполнить структуру окна
; стиль
MOV [WC.CLSSTYLE], STYLE
; процедура обработки сообщений
MOV [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC
MOV [WC.CLSCBCLSEX],0
MOV [WC.CLSCBWNDEX],0
MOV EAX, [HINST]
MOV [WC.CLSHINST], EAX
;------—— иконка окна
PUSH IDI_APPLICATION
PUSH 0
CALL LoadIconA@8
MOV [WC.CLSHICON], EAX
;---------- курсор окна
PUSH IDC_ARROW
PUSH 0
CALL LoadCursorA@8
MOV [WC.CLSHCURSOR], EAX
;--------—
MOV [WC.CLBKGROUND], 17 ; цвет окна
MOV DWORD PTR [WC.CLMENNAME], 0
MOV DWORD PTR [WC.CLNAME], OFFSET CLASSNAME
PUSH OFFSET WC
CALL RegisterClassA@4
; создать окно зарегистрированного класса
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH 0
PUSH 150 ; DY - высота окна
PUSH 400 ; DX - ширина окна
PUSH 100 ; Y - координата левого верхнего угла
PUSH 100 ; X - координата левого верхнего угла
PUSH WS_OVERLAPPEDWINDOW
PUSH OFFSET TITLENAME ; имя окна
PUSH OFFSET CLASSNAME ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
; проверка на ошибку
CMP EAX, 0
JZ _ERR
MOV [NEWHWND], EAX ; дескриптор окна
PUSH SW_SHOWNORMAL
PUSH [NEWHWND]
CALLShowWindow@8 ; показать созданное окно
;------------------------------------------------------------
PUSH [NEWHWND]
CALL UpdateWindow@4 ; команда перерисовать видимую
; часть окна, сообщение WM_PAINT
; петля обработки сообщений
MSG_LOOP:
PUSH 0
PUSH 0
PUSH 0
PUSH OFFSET MSG
CALL GetMessageA@16
CMP EAX, 0
JE END_LOOP
PUSH OFFSET MSG
CALL TranslateMessage@4
PUSH OFFSET MSG
CALL DispatchMessageA@4
JMP MSG_LOOP
END_LOOP:
; выход из программы (закрыть процесс)
PUSH [MSG.MSWPARAM]
CALL ExitProcess@4
_ERR:
JMP END_LOOP
; процедура окна
; расположение параметров в стеке
; [EBP+014Н] ; LPARAM
; [EBP+10H] ; WAPARAM
; [EBP+0CH] ; MES
; [EBP+8] ; HWND
WNDPROC PROC
PUSH EBP
MOV EBP,ESP
PUSH EBX
PUSH ESI
PUSH EDI
CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_DESTROY
JE WMDESTROY
CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_CREATE
JE WMCREATE
CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_COMMAND
JE WMCOMMND
JMP DEFWNDPROC
WMCOMMND:
MOV EAX,HWNDBTN
CMP DWORD PTR [EBP+14H],EAX
JNE NODESTROY
; получить отредактированную строку
PUSH OFFSET TEXT
PUSH 150
PUSH WM_GETTEXT
PUSH HWNDEDT
CALL SendMessageA@16 ; показать эту строку
PUSH 0
PUSH OFFSET CAP
PUSH OFFSET TEXT
PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна
CALL MessageBoxA@16
; на выход
JMP WMDESTROY
NODESTROY:
MOV EAX, 0
JMP FINISH
WMCREATE:
; создать окно-кнопку
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
PUSH 20 ; DY
PUSH 60 ; DX
PUSH 10 ; Y
PUSH 10 ; X
PUSH STYLBTN
PUSH OFFSET CPBUT ; имя окна
PUSH OFFSET CLSBUTN ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
MOV HWNDBTN,EAX ; запомнить дескриптор кнопки
; создать окно редактирования
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
PUSH 20 ; DY
PUSH 350 ; DX
PUSH 50 ; Y
PUSH 10 ; X
PUSH STYLEDT
PUSH OFFSET CPEDT ; имя окна
PUSH OFFSET CLSEDIT ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
MOV HWNDEDT,EAX
;--------- поместить строку в окно редактирования
PUSH OFFSET TEXT
PUSH 0
PUSH WM_SETTEXT
PUSH HWNDEDT
CALL SendMessageA@16
;--------- установить фокус на окне редактирования
PUSH HWNDEDT
CALL SetFocus@4
;------------------------------------------------------------
MOV EAX, 0
JMP FINISH
DEFWNDPROC:
PUSH DWORD PTR [EBP+14H]
PUSH DWORD PTR [EBP+10H]
PUSH DWORD PTR [EBP+0CH]
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
CALL DefWindowProcA@16
JMP FINISH
WMDESTROY:
PUSH 0 ; MB_OK
PUSH OFFSET CAP
PUSH OFFSET MES
PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна
CALL MessageBoxA@16
PUSH 0
CALL PostQuitMessage@4 ; сообщение WM_QUIT
MOV EAX, 0
FINISH:
POP EDI
POP ESI
POP EBX
POP EBP
RET 16
WNDPROC ENDP
_TEXT ENDS
END START

Рис. 1.3.2. Пример окна со строкой редактирования.

Cамоучитель по Assembler

Рис. 1.3.3. Работа программы со строкой редактирования (Программа на Рис. 1.3.2).

IV

Наконец последний в этой главе пример — окно-список. При создании окна в список помещаются названия цветов. Если произвести двойной щелчок по цвету, то появится окно-сообщение с названием этого цвета.

Двойной щелчок по элементу списка определяется по следующей схеме: отслеживается событие, происходящее со списком, а далее по старшему слову параметра WPARAM определяется, какое событие имело место (параметр [EBP+10Н], а его старшая часть [EBP+12Н]).

Не имея возможности подробно останавливаться на различных свойствах управляющих элементов, укажу основополагающую идею такого элемента, как список. Каждый элемент списка имеет ряд атрибутов, по которым он может быть найден в списке: порядковый номер в списке, название элемента, уникальный номер. Последняя характеристика наиболее важна, так как позволяет однозначно идентифицировать элемент.

; файл list.inc
; константы
WM_SETFOCUS equ 7h
; сообщение приходит при закрытии окна
WM_DESTROY equ 2
; сообщение приходит при содании окна
WM_CREATE equ 1
; сообщение, если что-то происходит с элементами на окне
WM_COMMAND equ 111h
; сообщение, позволяющее послать элементу строку
WM_SETTEXT equ 0Ch
; сообщение, позволяющее получить строку
WM_GETTEXT equ 0Dh
; сообщение — команда добавить строку
LB_ADDSTRING equ 180h
LB_GETTEXT equ 189h
LB_GETCURSEL equ 188h
LBN_DBLCLK equ 2
; свойства окна
CS_VREDRAW equ 1h
CS_HREDRAW equ 2h
CS_GLOBALCLASS equ 4000h
WS_TABSTOP equ 10000h
WS_SYSMENU equ 80000h
WS_THICKFRAME equ 40000h
WS_OVERLAPPEDWINDOW equ WS_TABSTOP + WS_SYSMENU
STYLE equ CS_HREDRAW + CS_VREDRAW + CS_GLOBALCLASS
CS_HREDRAW equ 2h
BS_DEFPUSHBUTTON equ 1h
WS_VISIBLE equ 10000000h
WS_CHILD equ 40000000h
WS_BORDER equ 800000h
WS_VSCROLL equ 200000h
LBS_NOTIFY equ 1h
STYLBTN equ WS_CHILD + BS_DEFPUSHBUTTON + WS_VISIBLE + WS_TABSTOP
STYLLST equ WS_THICKFRAME + WS_CHILD + WS_VISIBLE + WS_BORDER + WS_TABSTOP + WS_VSCROLL + LBS_NOTIFY
; идентификатор стандартной иконки
IDI_APPLICATION equ 32512
; идентификатор курсора
IDC_ARROW equ 32512
; режим показа окна — нормальный
SW_SHOWNORMAL equ 1
; прототипы внешних процедур
EXTERN SetFocus@4:NEAR
EXTERN SendMessageA@16:NEAR
EXTERN MessageBoxA@16:NEAR
EXTERN CreateWindowExA@48:NEAR
EXTERN DefWindowProcA@16:NEAR
EXTERN DispatchMessageA@4:NEAR
EXTERN ExitProcess@4:NEAR
EXTERN GetMessageA@16:NEAR
EXTERN GetModuleHandleA@4:NEAR
EXTERN LoadCursorA@8:NEAR
EXTERN LoadIconA@8:NEAR
EXTERN PostQuitMessage@4:NEAR
EXTERN RegisterClassA@4:NEAR
EXTERN ShowWindow@8:NEAR
EXTERN TranslateMessage@4:NEAR
EXTERN UpdateWindow@4:NEAR
; структуры
; структура сообщения
MSGSTRUCT STRUC
MSHWND DD ?
MSMESSAGE DD ?
MSWPARAM DD ?
MSLPARAM DD ?
MSTIME DD ?
MSPT DD ?
MSGSTRUCT ENDS
;----структура класса окон
WNDCLASS STRUC
CLSSTYLE DD ?
CLWNDPROC DD ?
CLSCBCLSEX DD ?
CLSCBWNDEX DD ?
CLSHINST DD ?
CLSHICON DD ?
CLSHCURSOR DD ?
CLBKGROUND DD ?
CLMENNAME DD ?
CLNAME DD ?
WNDCLASS ENDS
; файл list.asm
.386P
; плоская модель
.MODEL FLAT, stdcall
include list.inc
; директивы копоновщику для подключения библиотек
includelib c:\masm32\lib\user32.lib
includelib c:\masm32\lib\kernel32.lib
;------------------------------------------------------------
; сегмент данных
_DATA SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'DATA'
NEWHWND DD 0
MSG MSGSTRUCT <?>
WC WNDCLASS <?>
HINST DD 0 ; дескриптор приложения
TITLENAME DB 'Пример - окно LISTBOX',0
CLASSNAME DB 'CLASS32',0
CPBUT DB' Выход', 0 ; выход
CPLST DB ' ',0
CLSBUTN DB 'BUTTON',0
CLSLIST DB 'LISTBOX',0
HWNDBTN DWORD 0
HWNDLST DWORD 0
CAP DB 'Сообщение',0
CAP1 DB 'Выбран',0
MES DB 'Конец работы Программы',0
; массив строк
STR1 DB ' Красный',0
STR2 DB 'Зеленый',0
STR3 DB 'Синий',0
STR4 DB 'Желтый',0
STR5 DB 'Черный',0
STR6 DB 'Белый',0
; указатели на строки
PS DWORD OFFSET STR1
DWORD OFFSET STR2
DWORD OFFSET STR3
DWORD OFFSET STR4
DWORD OFFSET STR5
DWORD OFFSET STR6
BUF DB 30 dup(0)
_DATA ENDS
; сегмент кода
_TEXT SEGMENT DWORD PUBLIC USE32 'CODE'
START:
; получить дескриптор приложения
PUSH О
CALL GetModuleHandleA@4
MOV [HINST], EAX
REG_CLASS:
; заполнить структуру окна стиль
MOV [WC.CLSSTYLE], STYLE
; процедура обработки сообщений
MOV [WC.CLWNDPROC], OFFSET WNDPROC
MOV [WC.CLSCBCLSEX], 0
MOV [WC.CLSCBWNDEX], 0
MOV EAX, [HINST]
MOV [WC.CLSHINST], EAX
;----——— иконка окна
PUSH IDI_APPLICATION
PUSH 0
CALL LoadIconA@8
MOV [WC.CLSHICON], EAX
;--——-— курсор окна
PUSH IDC_ARROW
PUSH 0
CALL LoadCursorA@8
MOV [WC.CLSHCURSOR] , EAX
;---------
MOV [WC.CLBKGROUND], 17 ; цвет окна
MOV DWORD PTR [WC.CLMENNAME], 0
MOV DWORD PTR [WC.CLNAME], OFFSET CLASSNAME
PUSH OFFSET WC
CALL RegisterClassA@4
; создать окно зарегистрированного класса
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH 0
PUSH 200 ; DY - высота окна
PUSH 250 ; DX - ширина окна
PUSH 100 ; Y - координата левого верхнего угла
PUSH 100 ; X - координата левого верхнего угла
PUSH WS_OVERLAPPEDWINDOW
PUSH OFFSET TITLENAME ; имя окна
PUSH OFFSET CLASSNAME ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
; проверка на ошибку
CMP EAX, 0
JZ _ERR
MOV [NEWHWND], EAX ; дескриптор окна
;------------------------------------------------------------
PUSH SW_SHOWNORMAL
PUSH [NEWHWND]
CALL ShowWindow@8 ; показать созданное окно
;------------------------------------------------------------
PUSH [NEWHWND]
CALL UpdateWindow@4 ; команда перерисовать видимую
; часть окна, сообщение WM PAINT
; петля обработки сообщений
MSG_LOOP:
PUSH 0
PUSH 0
PUSH 0
PUSH OFFSET MSG
CALL GetMessageA@16
CMP EAX, 0
JE END_LOOP
PUSH OFFSET MSG
CALL TranslateMessage@4
PUSH OFFSET MSG
CALL DispatchMessageA@4
JMP MSG_LOOP
END_LOOP:
; выход из программы (закрыть процесс)
PUSH [MSG.MSWPARAM]
CALL ExitProcess@4
_ERR:
JMP END_LOOP
; процедура окна
; расположение параметров в стеке
; [EBP+014Н] ; LPARAM
; [EBP+10H] ; WAPARAM
; [EBP+0CH] ; MES
; [EBP+8] ; HWND
WNDPROC PROC
PUSH EBP
MOV EBP,ESP
PUSH EBX
PUSH ESI
PUSH EDI
CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_DESTROY
JE WMDESTROY
CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_CREATE
JE WMCREATE
CMP DWORD PTR [EBP+0CH] ,WM_COMMAND
JE WMCOMMND
JMP DEFWNDPROC
WMCOMMND:
MOV EAX,HWNDBTN
CMP DWORD PTR [EBP+14H],EAX ; кнопка ?
; на выход ?
JE WMDESTROY
MOV EAX, HWNDLST
CMP DWORD PTR [EBP+14H],EAX ; список ?
JNE NOLIST
; работаем со списком
CMP WORD PTR [EBP+12H], LBN_DBLCLK
JNE NOLIST
; двойной щелчок есть, теперь определить
; выбранную строку
; вначале индекс
PUSH 0
PUSH 0
PUSH LB_GETCURSEL
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
; теперь сам текст
PUSH OFFSET BUF
PUSH EAX
PUSH LB_GETTEXT
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
; сообщить, что выбрано
PUSH 0
PUSH OFFSET CAP1
PUSH OFFSET BUF
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
CALL MessageBoxA@16
NOLIST:
MOV EAX, 0
JMP FINISH
WMCREATE:
; создать окно-кнопку
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
PUSH 20 ; DY
PUSH 60 ; DX
PUSH 10 ; Y
PUSH 10 ; X
PUSH STYLBTN
PUSH OFFSET CPBUT ; имя окна
PUSH OFFSET CLSBUTN ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
MOV HWNDBTN, EAX ; запомнить дескриптор кнопки
;------------------------------------------------------------
; создать окно LISTBOX
PUSH 0
PUSH [HINST]
PUSH 0
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
PUSH 90 ; DY
PUSH 150 ; DX
PUSH 50 ; Y
PUSH 10 ; X
PUSH STYLLST
PUSH OFFSET CPLST ; имя окна
PUSH OFFSET CLSLIST ; имя класса
PUSH 0
CALL CreateWindowExA@48
MOV HWNDLST,EAX ; заполнить список
PUSH PS
PUSH 0
PUSH LB_ADDSTRING
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
PUSH PS+4
PUSH 0
PUSH LB_ADDSTRING
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
PUSH PS+8
PUSH 0
PUSH LB_ADDSTRING
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
PUSH PS+12
PUSH 0
PUSH LB_ADDSTRING
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
PUSH PS+16
PUSH 0
PUSH LB_ADDSTRING
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
PUSH PS+20
PUSH 0
PUSH LB_ADDSTRING
PUSH HWNDLST
CALL SendMessageA@16
MOV EAX, 0
JMP FINISH
DEFWNDPROC:
PUSH DWORD PTR [EBP+14H]
PUSH DWORD PTR [EBP+10H]
PUSH DWORD PTR [EBP+0CH]
PUSH DWORD PTR [EBP+08H]
CALL DefWindowProcA@16
JMP FINISH
WMDESTROY:
PUSH 0 ; MB_OK
PUSH OFFSET CAP
PUSH OFFSET MES
PUSH DWORD PTR [EBP+08H] ; дескриптор окна
CALL MessageBoxA@16
PUSH 0
CALL PostQuitMessage@4 ; сообщение WM_QUIT
MOV EAX, 0
FINISH:
POP EDI
POP ESI
POP EBX
POP EBP
RET 16
WNDPROC ENDP
_TEXT ENDS
END START

Puc. 1.3.4. Пример окна с простым списком.

В конце главы я бы хотел поговорить вот на какую тему. С окном на экране могут происходить самые интересные и необычные вещи.

Например, оно по желанию пользователя может перемещаться, менять свой размер, сворачиваться и разворачиваться, наконец, другие окна могут заслонять данное окно.

В таких ситуациях система посылает окну сообщение WM_PAINT. Такое же сообщение посылается окну при выполнении некоторых функций, связанных с перерисовкой окна, таких, например, как UpdateWindow.

Если сообщение WM_PAINT не обрабатывается процедурой окна, а возвращается системе посредством функции DefWindowProc, то система берет на себя не только перерисовку окна (что она и так делает), но и перерисовку содержимого окна. К содержимому окна, однако, относятся только дочерние окна, которыми являются кнопки, списки, окна редактирования и другие элементы управления. В следующих главах мы, в частности, будем говорить о том, как выводить в окно текстовую и графическую информацию.

Здесь, чтобы информация сохранялась в окне, нам не обойтись без обработки сообщения WM_PAINT.

В заключение заметим, что представленные в данной главе программы записаны для трансляции в MASM32.

Для того чтобы использовать их с TASM32, как и ранее, достаточно удалить из всех API-имен суффикс @N и подключить вместо USER32.LIB и KERNEL32.LIB библиотеку IMPORT32.LIB.