Проведение тестирования. Юзабилити-тестирование

             

Действия ассистента во время тестирования


Задача ассистента заключается только в том, чтобы объяснить пользователям, что им нужно сделать, просить их высказывать свои мысли вслух, слушать внимательно, что они говорят, и всячески оберегать их.

Попробуйте, сначала протестировать себя.

За день до проведения теста попробуйте выполнить самостоятельно то, что собираетесь просить делать участников тестирования, и убедитесь, что сможете справиться в отведенное время.

Оберегайте участников тестирования.

В ваши обязанности входит защита чувства собственного достоинства пользователей. Будьте внимательны и тактичны с ними. Если пользователь застрял где-то, ободрите его, похлопайте его по плечу (в переносном смысле), а в завершении тестирования обязательно поблагодарите (искренне). Дайте знать вашим пользователям, что их участие было очень ценным и полезным для вас.

Сопереживайте участникам тестирования.

Будьте добры и терпеливы к ним и старайтесь ободрять их. Дайте им ясно понять, что вы знаете, что они не глупы.

Постарайтесь увидеть и понять, какие мысли возникают у них.

Самая главная задача для вас - это попытаться наблюдать за ходом их мысли. Когда вы не уверены, что вам понятно, о чем они думают, спросите у них об этом. Если пользователь уставился на экран в течение 10 сек., то спросите у него: «На что вы смотрите?» или «О чем вы задумались?».

Постарайтесь понять, какие на каждом шагу у них возникают ожидания и насколько программа соответствует этим ожиданиям. Когда пользователь уже готов щелкнуть мышью, спросите у него, что он ожидает увидеть. После того как он щелкнет мышью, узнайте, действительно ли результат оправдал его ожидание.

Не подсказывайте им, что делать.

Во многом это напоминает работу психиатра. Если пользователь говорит: «Я не знаю, что делать дальше», вам нужно спросить: «А как вы думаете, что бы вы могли сделать?» или «А что бы вы сделали, если бы были дома?».

Ваши инструкции должны быть простыми.

Их не так уж и много, поэтому их легко запомнить:

Оглядите экран и скажите, чем это все является и по чему вы, скорее всего, щелкнули бы? Скажите, по чему вы щелкнули бы теперь, и как вы думаете, что вы увидите после этого? Постарайтесь как можно больше произносить свои мысли вслух.



Действия наблюдателя во время тестирования


Работа наблюдателя на юзабилити-тестировании довольно простая. Все, что вам нужно будет делать в качестве наблюдателя, — это только слушать и смотреть, быть внимательным и попутно делать записи.

Вот на что вам придется обращать внимание:

Попробуйте, сначала протестировать себя.



За день до проведения теста попробуйте выполнить самостоятельно то, что собираетесь просить делать участников тестирования, и убедитесь, что сможете справиться в отведенное время.

Они понимают?

Могут ли пользователи без посторонней помощи разобраться, чем является программа, каково ее назначение и откуда можно начать ей пользоваться?

Могут ли они разобраться в структуре программы?

Понятна ли навигация для пользователей? Ясна ли для пользователей функциональность и понятны ли названия, которые использованы для меню и кнопок?

Моменты просветления.

Вы сможете отличить эти моменты по следующему признаку: когда пользователь совершит или не совершит какое-то действие, все, кто наблюдает тестирование, внезапно хлопнут себя по лбу и воскликнут: «Почему же мы раньше об этом не подумали?» или «Почему же мы раньше этого не замечали?». Это очень важные моменты просветления.

Моменты шока.

В такие моменты вы, вероятно, также стукнете себя по лбу, но вместо «Почему мы не замечали этого?» вы воскликнете: «Почему же он (или она, речь идет о пользователе) не заметил(а) этого?» или «Почему же он(а) не понял(а) этого?». В отличие от решений, возникающих в моменты просветления, решение для «шоковой» проблемы не всегда легко найти, и, возможно, для этого вам придется вновь вернуться к «чертежной доске».

Новые идеи.

Пользователи часто подсказывают решения какой-либо проблемы, над которой вы уже давно бьетесь. Очень часто такие подсказки наводят вас на идеи, о которых вы уже раньше думали, но по каким-то причинам отклонили их. Ситуация, когда вы видите, как пользователь сталкивается с этой проблемой, иногда позволяет по-новому взглянуть на нее. Иногда случается, что в проект были внесены какие-то изменения (например, было решено применить другую технологию или сместились коммерческие приоритеты), и становится полезным тот метод или подход, который был отклонен в начале.

Оглядите экран и скажите, чем это все является и по чему вы, скорее всего, щелкнули бы? Скажите, по чему вы щелкнули бы теперь, и как вы думаете, что вы увидите после этого? Постарайтесь как можно больше произносить свои мысли вслух.

Восторг.

Какие элементы программы действительно очень нравятся пользователю? Обращайте внимание на фразы вроде: «Это именно то, что я искал(а)!», «Когда же этим можно будет, наконец, пользоваться?».

Во время тестирования вы заметите и много того, что пока не работает, ну, например, съехавшие подписи в опциях, не работающие функции, опечатки. Следует отмечать эти элементы, чтобы потом передать список тем, кто должен их исправить. Однако не забывайте, что это не является вашей основной задачей, и делайте это только попутно.

наверх     к оглавлению
<< предыдущая глава следующая глава >>
Дизайн, информационное наполнение -
Александр Ширышев


Подготовка участника к тестированию


Большинство людей чувствуют себя неуютно, когда попадают в лабораторию, где им приходится выполнять задания, зная, что время выполнения замеряется и все их ошибки записываются для дальнейшего анализа, поэтому сделать так, чтобы пользователь чувствовал себя комфортно и спокойно, очень сложно. Объясните участнику, что он может в любой момент остановить тест, отлучиться в уборную или сделать перерыв, если это ему потребуется. Подчеркните, что вы подвергаете тестированию продукт, а не пользователей, и им не стоит чувствовать себя под давлением теста. Поблагодарите пользователей за участие в тестах.

Большинство тестов требуют от участников предварительного заключения соглашения о неразглашении информации и подтверждения их согласия на произведение записей. В качестве части этой «бумажной работы», вы можете провести участников через анкетирование для того, чтобы идентифицировать знание предметной области, их позиции и отношения, или чтобы получить ещё немного информации о характеристиках пользователей.

наверх     к оглавлению