Предсказание скорости. Методики

             

Предсказание скорости


Часто приходится выбирать между разными вариантами реализации интерфейса. Можно сделать несколько прототипов и протестировать их на пользователях, но это довольно длительный и трудоемкий процесс. К счастью, есть другой метод оценки интерфейса, позволяющий быстро выбрать лучший вариант. Он основывается на утверждении, что обычно тот интерфейс лучше, при котором время выполнения задачи меньше.

В 1983 году Кард, Моран и Ньювел создали метод оценки скорости работы с системой, названный аббревиатурой GOMS (Goals, Operators, Methods, and Selection Rules – цели, операторы, методы и правила их выбора).

Идея метода очень проста: все действия пользователя можно разложить на составляющие (например, взять мышь или передвинуть курсор). Ограничив номенклатуру этих составляющих, можно замерить время их выполнения на массе пользователей, после чего получить статистически верные значения длительности этих составляющих. После чего предсказание скорости выполнения какой-либо задачи, или, вернее, выбор наиболее эффективного решения, становится довольно простым делом – нужно только разложить эту задачу на составляющие, после чего, зная продолжительность каждой составляющей, всё сложить и узнать длительность всего процесса.

Хотя для различных пользователей время выполнения того или иного действия может сильно отличаться, исследователи обнаружили, то для болей части сравнительно анализа задач, включающих использование клавиатуры и мыши, вместо проведения измерений для каждого отдельно пользователя можно применить набор стандартных интервалов. С помощью тщательных лабораторных исследований был получен набор временных интервалов, требуемых для выполнения различных действий.

Ниже приводятся значения временных интервалов.



Тип Действие Длительность, с Комментарии
K Нажатие на клавишу клавиатуры 0,28 Включая клавиши Alt, Ctrl, Shift
M Нажатие на кнопку мыши 0,1  
П Перемещение курсора мыши 1,1 Время затрачиваемое на перемещение курсора зависит как от дистанции, так и от размера цели. Тем не менее это число представляет достаточно точный компромисс.
В Перемещение руки с мыши на клавиатуру или наоборот. 0,4  
Д Ментальная подготовка. 1,2 Время, необходимое пользователю для того, чтобы умственно подготовиться к следующему шагу.
Р Время реакции системы от 0,1 до бесконечности Для базовых операций, таких как работа с меню, это время можно не засчитывать.
<
На практике указанные значения могут варьироваться в широких пределах. Для опытного пользователя, способного печатать со скоростью 135 слов/мин., значение К может составлять 0,08 с, для обычного пользователя, имеющего скорость 55 слов/мин., - 0,2 с, для среднего неопытного пользователя, имеющего скорость 40 слов/мин., - 0,28 с, а для начинающего – 1,2 с. Нельзя сказать, что скорость набора не зависит от того, что именно набирается. Для того чтобы набрать одну букву из группы случайно взятых букв, большинству людей требуется около 0,5 с. Если же это какой-то запутанный код (например адрес электронной почты), то у большинства людей скорость набора составит около 0,75 символов в секунду. Значение К включает в себя и то время, которое необходимо пользователю для исправления сразу замеченных ошибок.

Более сложным является определения точек, в которых пользователь остановится, чтобы выполнить бессознательную ментальную операцию, - интервалы ментальной подготовки М. Вот основные правила, позволяющие определить, в какие моменты будут проходить ментальные операции:

Операторы М следует устанавливать перед всеми операторами К, а также перед всеми операторами Р, предназначенными для выбора команд; но перед операторами Р, предназначенными для указания на аргументы этих команд, ставить оператор М не следует. Если оператор, следующий за оператором М, является полностью ожидаемым с точки зрения оператора, предшествующего И, то этот оператор М может быть удален. Например, если вы перемещаете мышь с намерением нажать ее кнопку по достижении цели движения, то в соответствии с этим правилом следует удалить оператор М, устанавливаемый по первому правилу. В этом случае последовательность РМК превращается в РК. Если срока вида МКМКМК принадлежит когнитивное единице, то следует удалить все операторы М, кроме первого. Когнитивной единицей является непрерывная последовательность вводимых символов, которые могут образовывать название команды или аргумент. Например Y, перемещать, Елена Троянская или 4567.34 являются примерами когнитивных единиц. Если оператор К означает лишний разделитель, стоящий в конце когнитивной единицы (например, разделитель команды, следующий сращу за разделителем аргумента этой команды), то следует удалить оператор М, стоящий перед ним. Если оператор К является разделителем, стоящим после постоянной строки (например, название команды или любая последовательность символов, которая каждый раз вводится в неизменном виде), то следует удалить оператор М, стоящий перед ним. (Добавление разделителя станет привычным действием, и поэтому разделитель станет частью строки и не будет требовать специального оператора М.) Но если оператор К является разделителем для строки аргументов или любой другой изменяемой строки, то оператор М следует сохранить перед ним. Любую часть оператора М, которая перекрывает оператор Р, учитывать не следует.



Широкая изменяемость каждой из представленных метрик объясняет, почему эта упрощенная модель не может использоваться для получения абсолютных временных значений с какой-либо степенью точности. Тем не менее, с помощью типичных значений мы можем сделать правильную сравнительную оценку между какими-то двумя интерфейсами.

Предположим, от пользователя со средним опытом требуется сохранить в активном каталоге текущий документ Word под именем проект и выйти из программы. Эта задача состоит из следующих составляющих.

Тип действия Длительность, с
Пользователь анализирует свою задачу и создает алгоритм её решения 1,2
Перемещения курсора к меню Файл 1,1
Нажатие кнопки мыши 0,1
Открылось меню и пользователю необходимо найти нужный элемент (и осознать какую именно команду он должен выбрать: Сохранить или Сохранить как…) 1,2
Перемещение курсора к элементу меню Файл : Сохранить как… 1,1
Нажатие кнопки мыши 0,1
Время реакции системы – открывается диалоговое окно сохранения файла. 0,1
Открылось диалоговое окно сохранения файла. От пользователя требуется рассмотреть его и понять, что именно ему нужно сделать 1,2
Перемещение курсора к полю ввода названия файла 1,1
Нажатие кнопки мыши для перемещения фокуса ввода 0,1
Пользователь выдумывает файлу название 1,2
Перенос руки с мыши на клавиатуру 0,4
Ввод названия файла. 0,28х6
Перенос руки с клавиатуры на мышь 0,4
Перемещение курсора к кнопке Сохранить 1,1
Нажатие кнопки мыши 0,1
Время реакции системы – диалоговое окно сохранения файла закрывается, а файл сохраняется 0,1
Пользователь вспоминает, как закрывается программа 1,2
Перемещение курсора к меню Файл 1,1
Нажатие кнопки мыши 0,1
Открылось меню, и пользователю необходимо найти элемент Выход 1,2
Нажатие кнопки мыши 0,1
Время реакции системы – программа закрывается 0,1
Итого на эту операцию пользователю потребуется 16,8 секунд.

К сожалению, этот метод имеет определенные недостатки:

он применим в основном для предсказания действий опытных пользователей; он никак не учитывает ни прогресса в обучении, ни возможных ошибок, ни степени удовлетворения пользователей; он плохо применим при проектировании сайтов из-за непредсказуемого времени реакции системы.